Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., изучив кассационную жалобу Ромакова Н.Е., Чих И.Д., Жадобина В.Н., Саперова А.В., Шестаковой А.Ф., Власенко Н.В., Ивлиева С.А., Мягковой И.В., Палагина В.С., направленную посредством почтовой связи 14 февраля 2018 года и поступившую в суд кассационной инстанции 26 февраля 2018 года, на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 12 июля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 декабря 2017 года по делу по иску Ромакова Николая Евгеньевича, Чих Ивана Дмитриевича, Жадобина Владимира Николаевича, Саперова Александра Владимировича, Шестаковой Аллы Федоровны, Власенко Натальи Владимировны, Ивлиева Сергея Александровича, Мягковой Инги Витальевны, Палагина Владимира Сергеевича к Федеральному агентству лесного хозяйства РФ, Министерству обороны России, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России, ОАО "*", Администрации городского поселения Монино о понуждении произвести лесовосстановительные работы,
установил:
Ромаков Н.Е, Чих И.Д, Жадобин В.Н, Саперов А.В, Шестакова А.Ф, Власенко Н.В, Ивлиев С.А, Мягкова И.В, Палагин В.С. обратились в суд к Федеральному агентству лесного хозяйства РФ, Министерству обороны России, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России, ОАО "*", Администрации городского поселения Монино с иском, уточнив который, просили произвести лесовосстановительные работы.
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 г. N135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за Федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" за Московским военным лесхозом был закреплен земельный участок площадью 1551 га. Согласно акту на передачу (приёмку) лесов, расположенных на землях обороны от 28.01.1999 г. Щёлковский лесхоз Московского управления лесом передал указанный земельный участок Московскому военному лесхозу. В состав данного земельного участка входил лесной участок в границах кварталов 49, 63, 64, 56 Монинского участкового лесничества Московского военного лесничества Министерства обороны РФ с кадастровым номером *. 09.04.2014 г. между ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны РФ и ОАО "*" был заключен Государственный контракт N11/ГК на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины в границах филиала Учреждения Московского лесничества Министерства обороны РФ. 22.08.2014 г. в рамках указанного Государственного контракта между Министерством обороны РФ в лице начальника Федерального государственного казённого учреждения "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны РФ и ОАО "*" был заключен договор купли-продажи лесных насаждений, занимающих площадь 52,3 га, расположенных на территории МО в квартале 56 (выд.6), квартале 63 (выд. 2-6), квартале 64 (выд. 3,4) Монинского участкового Филиала. Осенью 2014 г. ОАО "*" закончило санитарную вырубку зеленых насаждений, занимающих площадь 52,3 га в границах указанных выше лесных кварталов. Однако в нарушение условий Государственного контракта N11/ГК от 09.04.2014 г. и условий договора купли-продажи зелёных насаждений от 22.08.2014 г. на указанном земельном участке ОАО "*" был вырублен весь лес (включая здоровые деревья и подлесок). В соответствии с п.3 Государственного контракта от 09 апреля 2014 г. N11/ГК искусственное лесовосстановление должно производиться согласно Правилам лесовосстановления, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 г. N183, и осуществляться путем посадки сеянцев в кварталах 56, 63, 64 во 2-4 кварталах 2015 г. Указанная информация содержалась также на информационном щите, установленном на месте санитарной вырубки в 2014 г. Однако, в нарушение условий Государственного контракта N11/ГК от 09.04.2014 г. до настоящего времени лесовосстановление после санитарной вырубки на участке с кадастровым номером * не произведено. Согласно выписке из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах N* от 08.04.2015 г, выписке из государственного лесного реестра N* от 13.03.2017 г лесные кварталы 49, 63, 64, 56 представляют собой леса категории защитности - защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ. Таким образом, указанные лесные кварталы защищали жителей г.п. Монино Московской области от федеральной автомобильной дороги общего пользования (М-7 "Волга"). В настоящее время в результате санитарной вырубки между домами, в которых проживают истцы, и федеральной автомобильной дорогой М-7 "Волга" не осталось ни одного дерева. В связи с тем, что до настоящего времени в лесных кварталах 56, 63, 64, 49 не произведено лесовосстановление, нарушаются права истцов как жителей городского поселения Монино, в частности права на соблюдение законности, свободное и бесплатное пребывание в лесах, заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), права на использование и охрану природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, на приоритет жизни и здоровья человека, согласно которому должны осуществляться все правоотношения, в связи с тем, что указанный земельный участок граничит с санитарно-защитной зоной Монинских очистных сооружений, которая тоже затронута вырубкой и не восстановлена, что также нарушает права истцов, истцы обратились в суд и просили обязать ответчиков произвести лесовосстановительные работы в лесных кварталах 56, 64, 63, 49 Монинского участкового лесничества Московского лесничества Миобороны России в объеме и порядке, предусмотренном Правилами лесовосстановления.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 12 июля 2017 года постановлено:
В удовлетворении иска Ромакова Николая Евгеньевича, Чих Ивана Дмитриевича, Жадобина Владимира Николаевича, Саперова Александра Владимировича, Шестаковой Аллы Федоровны, Власенко Натальи Владимировны, Ивлиева Сергея Александровича, Мягковой Инги Витальевны, Палагина Владимира Сергеевича к Федеральному агентству лесного хозяйства РФ, Министерству обороны России, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России, ОАО "*", Администрации городского поселения Монино о понуждении произвести лесовосстановительные работы отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 декабря 2017 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2015 года по делу NА40-12839/2015 установлено, что на основании протокола о результатах аукциона от 10.11.2014 г. между Администрацией городского поселения Монино и ООО "*" 01.12.2014 г. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером * для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, предметом которого является предоставление Администрацией городского поселения Монино (арендодателем) в пользование ООО "*" (арендатору) на условиях аренды из земель населенных пунктов земельного участка общей площадью 790 544 кв.м с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, * район, п.Монино, ВВА им. Ю.А. *, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
В соответствии с п.1.1.1 Договора земельный участок предоставлен обществу без обременения.
Вместе с тем, ООО "*" фактически не имеет возможности использовать предоставленный ему земельный участок по целевому назначению в связи с тем, что на территории земельного участка произрастают зеленые (лесные) насаждения, которые состоят на учете в Монинском участковом лесничестве Московского лесничества Минобороны России.
Из представленных в дело писем Администрации городского поселения Монино от 23.12.2014 г. N3707/2-58 и от 20.01.2015 г. N3839/2-58, а также протокола совещания у И.о. главы Администрации городского поселения Монино от 25.12.2014 г. следовало, что лесные насаждения, произрастающие на земельном участке, находятся в ведении Министерства обороны РФ, а именно в ведении Монинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России.
Ранее спорный земельный участок относился к категории земель обороны, а произрастающий на ней лес находился в ведении Московского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России.
Позднее в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 г. N423-Ф3 "О порядке безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании приказа заместителя Министра обороны РФ от 24.10.2013 г. N934 "О передаче земельного участка в собственность муниципального образования городского поселения Монино" земельный участок был передан из федеральной собственности в собственность городского поселения Монино Московской области, но без лесных насаждений.
Согласно акту приема-передачи от 05.11.2014 г, подписанному между ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России и Администрацией городского поселения Монино, земельный участок был передан в установленном законом порядке без указания о наличии (отсутствии) на нем лесных насаждений, то есть лесные насаждения не передавались.
ООО "*" обратилось к ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России с просьбой устранить препятствия законному использованию земельного участка.
В ответ на данное обращение ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России письмом от 26.12.2014 г. исх. N4/2987 сообщило о том, что ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России 09.04.2014 г. заключен государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) по охране, защите и воспроизводству лесов в границах лесничеств Минобороны России. Техническим заданием к контракту предусмотрено выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий в границах 56, 63 и 64 кварталов Монинского участкового лесничества, а именно - сплошная санитарная рубка с последующим воспроизводством лесов методом искусственного восстановления. При этом каких-либо работ в границах 49, 60 и 62 кварталов Монинского участкового лесничества контрактом не предусмотрено и ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России не спланировано для включения в технические задания на перспективные контракты, в связи с чем очистка указанных территорий от лесных насаждений не может быть произведена.
Арбитражный суд г. Москвы пришел к выводу, что, поскольку ООО "*" самостоятельно не вправе осуществить рубку не принадлежащих ему лесных насаждений на земельном участке, а нахождение лесных насаждений на земельном участке препятствует ему осуществлять правомочия арендатора земельного участка и использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, и учитывая, что спорные лесные насаждения располагаются на землях, ранее относившихся к землям Министерства обороны, до настоящего времени находятся в ведении ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России, исковые требования в части обязания ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России за свой счет и своими силами (силами подрядных организаций) произвести рубку 100% лесных насаждений и осуществить очистку территории от порубочных остатков на земельном участке общей площадью 790 544 кв.м с кадастровым номером *, расположенном по адресу: *, * район, п.Монино, ВВА им. Ю.А. *, подлежат удовлетворению.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и исходя из того, что весь земельный участок с кадастровым номером *, в пределах которого находятся лесные кварталы, где истцы просят суд обязать ответчиков произвести лесовосстановительные работы, находится в собственности муниципального образования городское поселение Монино Щелковского муниципального района Московской области и относится к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: под размещение объектов жилого, общественно-делового, производственного, коммунально-складского, специального и рекреационного назначений, и предоставлен в аренду ООО "*" по договору от 01 декабря 2014 года для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16 мая 2017 года, пришел к выводу об отказе истцам в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась.
Выражая несогласие с судебными актами, заявители приводят доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 ГПК Российской Федерации.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
С учётом изложенного оснований, предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК Российской Федерации,
определил:
в передаче кассационной жалобы Ромакова Н.Е, Чих И.Д, Жадобина В.Н, Саперова А.В, Шестаковой А.Ф, Власенко Н.В, Ивлиева С.А, Мягковой И.В, Палагина В.С. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 12 июля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 декабря 2017 года, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Л.В. Масленникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.