Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., рассмотрев кассационную жалобу Орлова А.А., поступившую в суд кассационной инстанции 06 марта 2018 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 мая 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 января 2018 года по делу по иску Орлова А.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий (бездействия) незаконным, признания решения незаконным и подлежащим отмене, признании права на единовременную социальнцую выплату для приобретения или строительства жилого помещения, принятии на учет, обязании произвести выплату,
установил:
Орлов А.А. обратился в суд с иском к ответчику ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, признании решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 21 июля 2016 года об отказе в постановке на учет незаконным и подлежащим отмене, признании права на получение единовременной социальной выплаты, принятии на учет, обязании произвести выплату.
В обоснование иска Орлов А.А. указал, что имея необходимую выслугу лет, обратился в ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, однако комиссией ФСИН России в постановке на учет отказано по причине не предоставления документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369, а также в связи с обеспеченностью жилым помещением.
С решением комиссии истец не согласен, считает, что оно незаконно, им были представлены все необходимые документы, обеспеченности жилым помещением у него нет, жилищные условия им не ухудшались.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 января 2018 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 мая 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего спора допущено не было.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также порядок ее выплаты, в соответствии с п. 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В пункте 5 Правил N 369 от 24.04.2013 закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.
В числе прочего п. п. "б" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и совместно проживающих с ним членов его семьи; п. п. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющих их документов.
Судом установлено, что Орлов А.А, лейтенант внутренней службы, старший инспектор группы воспитательной работы с осужденными ФКЛПУ ОБ УФСИН России по Тверской области, обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 11 февраля 2014 года. Его выслуга в календарном исчислении составляет более 11 лет, им были представлены документы на состав семьи из 4 человек: заявитель, супруга *, дочь *, * года рождения, сын * * года рождения.
Заявитель с 27 апреля 2010 года по настоящее время, супруга с 9 июля 2012 года по настоящее время, дочь с сыном с рождения по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении по адресу: *, полезной площадью 147,4 кв. м, ? доли которого принадлежит отцу супруги Орлова А.А. - *, иные участники долевого участия неизвестны. Всего зарегистрировано 7 человек.
По вышеуказанному адресу представлен дубликат свидетельства о праве на наследство, выписка из домовой книги, справка об отсутствии задолженности за газ, выписка из лицевого счета, справка об отсутствии задолженности по электроэнергии.
Также суд установил, что Орлов А.А. с 25 ноября 2002 года по 20 апреля 2010 года был постоянно зарегистрирован в жилом помещении по адресу: *. общей площадью 79.7 кв. м. В указанном помещении всего зарегистрировано 3 человека. Представлена выписка из лицевого счета, задолженность по лицевому счету, справка об отоплении, выписка из домовой книги. Иные документы по данному адресу отсутствуют. На имеющиеся объекты недвижимого имущества представлены справки БТИ и выписки из ЕГРП всеми территориальными Управлениями Росреестра с указанием предыдущей фамилии супруги заявителя.
Решением комиссии ФСИН России, протокол N 52 от 21 июля 2016 года, Орлову А.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров поскольку заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, а также в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, поскольку заявитель не представил выписки из ЕГРП содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, вследствие чего, отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
Разрешая заявленные Орловым А.А. исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку у ответчика имелись основания для отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью его общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, а также в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, поскольку заявитель не представил выписки из ЕГРП содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, вследствие чего, отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, необоснованность их отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
С учётом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Орлова А.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 мая 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 января 2018 года, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Масленникова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.