Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу представителя Супяновой А.М. - Агальцовой М.В. по доверенности, поступившую 06 марта 2018 года, на решение Тверского районного суда города Москвы от 04 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2017 года по делу по иску Супяновой А.М. к Министерству финансов РФ о возмещении ущерба, причинённого в результате проведения контртеррористической операции, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Супянова А.М. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ о возмещении ущерба, причинённого в результате проведения контртеррористической операции, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование заявленных требований истица указывала, что в результате проведения контртеррористической операции был причинён ущерб принадлежащей ей квартире по адресу: ***, утрачено находящееся в жилом помещении имущество. В период с 06 октября 2014 года по 15 ноября 2014 года Супянова А.М. и члены её семьи были лишены возможности проживания в указанной квартире.
Истица просила взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию за утраченное движимое имущество, с учетом количества членов её семьи из 7 человек, в размере 700 000 руб, компенсацию за временное размещение и питание в размере 285 600 руб, стоимость восстановительного ремонта жилого помещения в размере 285 600 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 293 922 руб. 45 коп.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 04 сентября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2017 года, в удовлетворении исковых требований Супяновой А.М. - отказано.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьёй 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьёй 16.1 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причинённый личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" возмещение вреда, причинённого при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года N 110
утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинён ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причинённого при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий:
- проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по перечню согласно приложению N 4;
- развёртывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное размещение - до 550 руб. на человека в сутки, за питание - до 250 руб. на человека в сутки);
- оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества: гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. руб. на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. руб. на человека) (подпункты "в", "г", "д" пункта 3 Правил).
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 3 месяцев со дня совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинён ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причинённого при пресечении террористического акта правомерными действиями (пункт 6 Правил).
Обращения, предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящих Правил, должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причинённый их здоровью, размере материального ущерба и об объёмах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 7 Правил).
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинён ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причинённого при пресечении террористического акта правомерными действиями, производится на основании решения Правительства Российской Федерации (пункт 8).
Рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесение по результатам их рассмотрения в Правительство Российской федерации соответствующих предложений осуществляются по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в части финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями - в срок, установленный в поручении, или в 3-месячный срок, если в поручении срок не указан (подпункт "в" пункта 9 Правил).
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные пунктом "б" пункта 2, подпунктом "в" пункта 3 и подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагается заключение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций. Объекты (здания, сооружения), имеющие повреждения основных несущих конструкций, должны иметь присвоенные им в установленном порядке адреса местонахождения.
Для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные пунктом 3 и подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагаются подготовленные в установленном порядке соответствующими компетентными органами материалы, подтверждающие факт совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями, факт причинения физическим и юридическим лицам ущерба в результате террористического акта и (или) вреда при пресечении террористического акта правомерными действиями (пункт 10 Правил).
Для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований изготавливаются следующие документы:
по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 3 настоящих Правил - заявка о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение проведения неотложных аварийно-восстановительных работ, предусмотренная приложением N 6 к настоящим Правилам;
- по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил:
- список граждан, находившихся в пункте временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, предусмотренный приложением N 7 к настоящим Правилам;
- сводные данные о количестве граждан, находившихся в пунктах временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, и необходимых бюджетных ассигнованиях, предусмотренные приложением N 8 к настоящим Правилам;
по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 3 настоящих Правил:
- заявление об оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, предусмотренное приложением N 9 к настоящим Правилам;
- список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, предусмотренный приложением N 12 к настоящим Правилам (подпункты "и", "к", "л" пункта 11 Правил).
Порядок подготовки документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 12 Правил).
Исполнение решений Правительства Российской Федерации в части финансового обеспечения мероприятий, указанных пункте 3 настоящих Правил, осуществляется в 20-дневный срок со дня принятия соответствующего решения Правительства Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании договора купли-продажи от 27 февраля 2014 года Супянова А.М. является собственником 1/3 доли в квартире по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданном Управлением Росреестра по Республики Дагестан.
Супянова А.М. в исковом заявлении указывала, что в результате проведения контртеррористической операции был причинён ущерб принадлежащей ей квартире, утрачено находящееся в жилом помещении имущество, в период с 06 октября 2014 года по 15 ноября 2014 года истица и члены её семьи были лишены возможности проживания в квартире.
Суду представлен акт обследования утраченного имущества в результате контртеррористической операции, проведённой с 08 марта 2014 года по 26 ноября 2014 года в МО "Унцукульский район" Республики Дагестан, в отношении пострадавших Супяновой А.М. (глава семьи), Абдурахманова А.М. (муж), Абдурахманова М.А. (сын), Гамзатовой А.Г. (мать), Абдурахманова А.А. (пасынок), Абдурахманова Х.А. (пасынок). Подпись Главы администрации МО "Унцукульского района" об утверждении данного акта отсутствует.
Судом при разрешении исковых требований принято во внимание, что акт обследования утраченного Супяновой А.М. имущества Главой администрации МО "Унцукульский район" не утверждён. Данных о подготовке в установленном порядке компетентными органами заявки о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение проведения неотложных аварийно-восстановительных работ, списка граждан, находившихся в пункте временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, не имеется. В Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда, а также обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда, не поступали.
Обязанность государства по выплате компенсаций в возмещение ущерба, причинённого при пресечении террористического акта, возникает только при условии соблюдения надлежащего порядка и срока для сбора и представления в Правительство Российской Федерации уполномоченными органами исполнительной власти (как местного самоуправления, так и субъектов федерации) соответствующей информации (обосновывающих документов) о пострадавших, ущербе и т.д.
Обосновывающие документы о причинённом ущербе в результате проведения контртеррористической операции для оказания материальной помощи в надлежащем виде и в установленный срок в Правительство Российской Федерации истицей не представлены.
Поскольку на государство не может быть возложено обязанности по компенсации вреда, причинённого при пресечении террористического акта правомерными действиями, без соблюдения установленного законодательством порядка возмещения вреда, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Супяновой А.М. к Министерству финансов РФ о возмещении ущерба и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Выводы судебных инстанций являются правильными, мотивированными и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений служить не могут.
Законодательно установленный порядок осуществления государством компенсаций в возмещение ущерба, причинённого при пресечении террористического акта, не может подменяться судебным порядком возмещения вреда на общих основаниях, предусмотренных гражданским законодательством. Суд не может заменить собой совокупность уполномоченных государственных органов, устанавливающих наличие оснований для проведения соответствующих компенсационных мероприятий с их ведомственным согласованием, а также устанавливающих объём выплат и перечень лиц, претендующих на данные выплаты.
Конституционное право Супяновой А.М. на судебную защиту принятыми по делу судебными постановлениями ограничено не было. Суд сделал правомерный вывод о том, что истица не лишена возможности оспорить решение или действие (бездействие) соответствующего органа власти по организационному обеспечению осуществления указанных выплат.
Положениями статей 378, 386, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений существенных нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя Супяновой А.М. - Агальцовой М.В. по доверенности на решение Тверского районного суда города Москвы от 04 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2017 года по делу по иску Супяновой А.М. к Министерству финансов РФ о возмещении ущерба, причинённого в результате проведения контртеррористической операции, процентов за пользование чужими денежными средствами, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.