Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Холиковой Ю.А., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 03.04.2018г., на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 06.09.2017г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04.12.2017г. по административному делу по административному иску Холиковой Ю.А. к Минюсту России о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания на территории РФ, устранении допущенного нарушения прав,
установил:
Холикова Ю.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания на территории РФ, устранении допущенного нарушения прав, указав, что ее супруг является гражданином Республики Узбекистан, осужден приговором суда, судимость в настоящее время не снята и не погашена, вместе с тем, он не представляет угрозы, положительно характеризуется по месту отбывания наказания, полностью осознал свою вину, имеет тесные связи с Российской Федерацией, состоит в браке с гражданкой Российской Федерации, в семье воспитывается дочь, *** года рождения; Холикова Ю.А. обращалась к административному ответчику по вопросу отмены принятого и оспариваемого в настоящем деле решения, ее просьба оставлена без удовлетворения.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 06.09.2017 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04.12.2017 г. решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 06.09.2017 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и направлении дела для нового рассмотрения в Московский городской суд.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Холиков Б.Б, *** года рождения, является гражданином Республики Узбекистан; состоит в браке с гражданкой РФ Холиковой Ю.А, *** года рождения (административный истец по настоящему делу) с *** года; от брака имеет дочь ***, *** года рождения; административный истец с дочерью зарегистрированы и проживают в ***.
Вступившим в законную силу приговором Нагатинского районного суда г. Москвы от *** года Холиков Б.Б. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на *** лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; назначенное наказание Холиков Б.Б. отбывает в ***; конец срока отбывания наказания *** года; УДО 2/3 срока - *** года; срок погашения судимости после освобождения - *** года; судимость не погашена и не снята.
Осужденный Холиков Б.Б. вину не признал, за время отбывания наказания в местах лишения свободы Холиков Б.Б. имеет *** взыскания, *** поощрений, с родственниками связь поддерживает путем длительных и краткосрочных свиданий, телефонных переговоров, после освобождения намерен остаться в г. *** с супругой и дочерью.
Начальником УФСИН России по *** *** года утверждено подготовленное Врио начальника *** заключение о необходимости принятия в отношении Холикова Б.Б, являющегося иностранным гражданином, подлежащим освобождению из мест лишения свободы, решения о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.
*** года в отношении Холикова Б.Б. ФСИН России оформлено соответствующее представление.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от *** года N *** пребывание (проживание) в Российской Федерации Холикова Б.Б, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, гражданина Республики Узбекистан, на основании части 4 статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ от 15.08.1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", части 11 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" признано нежелательным.
Министерством юстиции Российской Федерации *** года рассмотрено обращение Холиковой Ю.А. об отмене решения от *** года о нежелательности пребывания ее супруга Холикова Б.Б. в Российской Федерации; разъяснено о судебном порядке его оспаривания.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным, принято уполномоченным на то органом, с соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, в том числе представляет из себя адекватные меры государственного реагирования без признаков чрезмерного или неоправданного вмешательства государства в жизнь заявителя и членов ее семьи, в связи с чем прав административного истца не нарушает.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, найдя их мотивированными, подтверждающимися представленными доказательствами.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации.
Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации.
Частью второй названной статьи установлено, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 27 Федерального закона от 15.08.1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения; иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом (подпункты 1 и 3).
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, в отношении иностранного гражданина в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30.03.1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. Согласно пункту 12 этой же статьи Закона исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 года N 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лица без гражданства в Российской Федерации, а также Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации". К ним, среди прочего, отнесено Министерство юстиции Российской Федерации. Положение о Министерстве, утвержденное Указом Президента РФ от 13.10.2004 года N 1313, также предусматривает такие полномочия Министерства.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Министерства юстиции от 20.08.2007 года N 171.
Согласно пункту 3 указанной Инструкции и в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, может быть принято в случае, если такое пребывание (проживание) создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.
Судимость Холикова Б.Б. не снята и не погашена, а степень общественной опасности совершенного им умышленного преступления обоснованно свидетельствует о реальной угрозе общественному порядку и интересам большинства других лиц.
Брак с гражданкой РФ, наличие в семье ребенка сами по себе не освобождают Холикова Б.Б. от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение; дополнительные обременения, закрепленные федеральным законом в отношении лиц, имеющих судимость и вследствие этого представляющих общественную опасность, не исключаются.
Нарушений порядка вынесения оспариваемого решения, равно как и процедурных нарушений при его принятии, административным ответчиком не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований у суда первой и апелляционной инстанций для признания незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации N *** от *** года о нежелательности пребывания (проживания) в России Холикова Б.Б. не имелось.
Выводы судебных инстанций в решении суда и апелляционном определении являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Вопреки доводам жалобы нарушений прав заявителя при принятии Министерством юстиции Российской Федерации распоряжения N *** от *** года о нежелательности пребывания (проживания) в России Холикова Б.Б. не установлено.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности их выводов, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Холиковой Ю.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 06.09.2017г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04.12.2017г. по административному делу по административному иску Холиковой Ю.А. к Минюсту России о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания на территории РФ, устранении допущенного нарушения прав - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.