Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шароповой Ф.А. на постановление судьи Басманного районного суда Москвы от 19 февраля 2018 года, которым гражданка Республики Узбекистан Шаропова Феруза Анваровна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда с территории Российской Федерации,
установил:
19 февраля 2018 года УУП ОМВД России по Басманному району г.Москвы в отношении гражданки Республики Узбекистан Шароповой Ферузы Анваровны составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.18.8 КоАП РФ.
Определением начальника ОМВД России по Басманному району г.Москвы 19 февраля 2018 года указанный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передано в Басманный районный суд Москвы, судьей которого 19 февраля 2018 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время данный судебный акт обжалует Шаропова Ф.А. по доводам поданной ею в Московский городской суд жалобы, в соответствии с которыми, вина заявителя во вмененном ей административном правонарушении материалами дела не доказана, судом не учтен факт продления срока ее временного пребывания на территории РФ в связи с оформлением патента, оплаченного ежемесячными авансовыми платежами, и заключением трудового договора, а потому на момент проверки на территории Российской Федерации заявитель находилась на законных оснований; выводы судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам.
В судебном заседании Шаропова Ф.А. и ее защитник по ордеру адвокат Липатов Д.А. в полном объеме поддержали приведенные выше доводы поданной жалобы, представив на обозрение суда апелляционной инстанции подлинники миграционной карты, отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, патента на имя заявителя.
Проверив материалы дела, изучив указанные доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, нахожу постановление судьи подлежащим отмене в связи со следующим.
Частью 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В силу части 3 ст.18.8 КоАП РФ, нарушения, предусмотренные чч. 1 и 2 указанной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Частью 5 ст. 18.8 КоАП РФ административная ответственность установлена за повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.
Привлекая заявителя к административной ответственности по ч.5 ст.18.8 КоАП РФ, судья районного суда исходила из того, что гражданка Республики Узбекистан Шаропова Ф.А, будучи привлеченной к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в связи с нарушением требований ст.ст.20, 21, 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" постановлением начальника ОМВД России по Басманному району г.Москвы 18 декабря 2017 года, повторно нарушила режим пребывания на территории Российской Федерации, поскольку в 08.00 час. 19 февраля 2018 года по адресу: г.Москва, ул.***, д.3-5, ***,прибыв на территорию Российской Федерации 06 ноября 2017 года, в порядке, не требующем получения визы, по истечении установленного срока пребывания - 05 декабря 2017 года, в нарушение положений п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" уклонилась от выезда из Российской Федерации.
Данные обстоятельства судья сочла надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем признала заявителя виновным в совершении указанного административного правонарушения.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из изложенных норм и представленных доказательств, с указанным выводом судьи суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств дела, а также проверки наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения.
Проживание иностранного гражданина не по месту регистрации является нарушением требований ст. ст. 20, 21, 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", по смыслу ч. 1 и ч.2 ст. 20 которого, иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации; постановке на учет по месту пребывания подлежат постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: не имеет места жительства, находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания, осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом, находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания, находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.
Статьей 21 вышеназванного Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ определено, что, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20 Федерального закона. Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания. По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
В силу ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 3, 3.1 и 4 настоящей статьи; принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных ч. ч. 3, 3.1 ст. 20 настоящего Федерального закона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном ч. 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 3, 3.1 и 4 настоящей статьи; б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
Несоблюдение указанных требований закона в соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ влечет административную ответственность и назначение административного наказания.
Повторное совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства в течение одного года правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, квалифицируется по ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела, постановлением начальника ОМВД России по Басманному району г.Москвы от 18 декабря 2017 года гражданка Республики Узбекистан Шаропова Ф.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку в 08.00 час. 18 декабря 2017 года УУП ОМВД России по Басманному району г.Москвы была выявлена фактически проживающей по адресу: г.Москва, ул.***, д.3-5, ***, тогда как на миграционный учет поставлена по адресу: г.Москва, ул.***, д.26, стр.1, чем нарушены положения ст.ст.20, 21, 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства".
Вместе с тем, из протокола об административном правонарушении УУП ОМВД России по Басманному району г.Москвы от 19 февраля 2018 года усматривается, что в 08.00 час. 19 февраля 2018 года по адресу: г.Москва, ул.***, д.3-5, ***, Шаропова Ф.А, прибыв на территорию Российской Федерации 06 ноября 2017 года, в порядке, не требующем получения визы, по истечении установленного срока пребывания - 05 декабря 2017 года, в нарушение положений п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" уклонилась от выезда из Российской Федерации, что влечет административную ответственность по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, то, что повторным в течение одного года признается правонарушение, совершенное иностранным гражданином административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, тогда административная ответственность за уклонение 19 февраля 2018 года от выезда с территории Российской Федерации предусмотрена ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, которой нет в перечне части 5 ст. 18.8 КоАП РФ, квалификация судьей районного суда действий заявителя по части 5 ст. 18.8 КоАП РФ является неверной.
При рассмотрении настоящего дела обстоятельства совершения обоих административных правонарушений судьей районного суда проверены не были, вопрос о наличии события и состава вмененного правонарушения в действиях иностранного гражданина должным образом не исследован, что не позволяет однозначно установить виновность лица в нарушении требований миграционного законодательства РФ, выразившихся в повторном в течение одного года совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 18.8 КоАП РФ, выводы суда первой инстанции о совершении заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ, нельзя признать законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации (часть 3.1 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 490-ФЗ).
В силу п. 1 и п.2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом; временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 5 ст. 5 того же Федерального закона от 25 июля 2002 года, срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
С татьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" определено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
С учетом приведенных норм не имеется правовых оснований и для переквалификации действий заявителя с ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ на ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ КоАП РФ, так как материалы дела не содержат достоверных и допустимых доказательств уклонения Шароповой Ф.А. от выезда с территории Российской Федерации по истечении установленного срока пребывания, а представленные в материалы дела копии и на обозрение суда второй инстанции - подлинники паспорта иностранного гражданина, миграционной карты, отрывной части к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, патента, трудового договора, сведений АС ЦБД УИГ, полученных из Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Москве на запрос Московского городского суда, свидетельствуют о том, что въезд на территорию Российской Федерации гражданка Республики Узбекистан Шаропова Феруза Анваровна с целью трудоустройства осуществила 06 ноября 2017 года, на миграционный учет поставлена ГБУ г.Москвы "Многофункциональный миграционный центр" до 05 декабря 2017 года, что в силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не является датой окончания срока ее пребывания с учетом наличия выданной ей на руки миграционной карты с указанием срока ее временного пребывания до 03 февраля 2018 года, 26 ноября 2017 года получила на руки патент ** N*** для осуществления трудовой деятельности в городе федерального значения Москва, сроком действия с 22 ноября 2017 года, оплаченный ею ежемесячными авансовыми платежами за период с ноября 2017 года по март 2018 года, срок пребывания на момент проверки - 19 февраля 2018 года продлен до 05 марта 2018 года, кроме того, 01 декабря 2017 года заявителем заключен трудовой договор с ИП *** А.И. в качестве швеи.
В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая установленные обстоятельства, указанные нормы, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении заявителя - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30. 8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Басманного районного суда Москвы от 19 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Республики Узбекистан Шароповой Ферузы Анваровны отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.