Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника генерального директора ООО "23БЕТ.РУ" *** П.Ю. по доверенности Тихонова В.И. на решение судьи Хорошевского районного суда Москвы от 14 ноября 2017 года, которым оставлено без изменения постановление начальника ИФНС N 49 по Москве от 25 августа 2017 года N ***, которым *** П.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
15 мая 2017 года должностным лицом ИФНС N 49 по Москве в отношении генерального директора ООО "23БЕТ.РУ" *** П.Ю, как должностного лица, возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
27 июля 2017 года в отношении генерального директора ООО "23БЕТ.РУ" *** П.Ю. составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение начальнику ИФНС N 49 по Москве, которым вынесено указанное выше постановление, оставленное без изменения 14 ноября 2017 года судьей Хорошевского районного суда Москвы, об отмене которого просит защитник по доверенности Тихонов В.И, указывая на отсутствие состава административного правонарушения по доводам жалобы.
В судебное заседание генеральный директор ООО "23БЕТ.РУ" *** П.Ю. не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, об отложении не просил, считаю возможным рассмотреть дело в соответствии с п.2 ст.25.1 КоАП РФ.
Защитник генерального директора ООО "23БЕТ.РУ" *** П.Ю. по доверенности Пивоварова Ю.В. доводы жалобы поддержала полностью.
Главный государственный налоговый инспектор МИФНС N 49 по Москве Шамров И.А. возражал против удовлетворения жалобы, считая постановление и решение законными и обоснованными, пояснив, что приведенные доводы уже были проверены должностным лицом и судом первой инстанции, кроме этого правильность их выводов подтверждена решением Арбитражного суда Москвы от 13.11.2017 по делу N ***, рассмотревшему те же самые нарушения, но в отношении самого юридического лица, и вступившему в законную силу 15.01.2018 после рассмотрения жалобы в ***. Довод о том, что генеральный директор ООО "23БЕТ.РУ" *** П.Ю. не является субъектом правонарушения, так как в Обществе есть конкретное должностное лицо, отвечающее за соблюдение законодательства, нарушение которого вменяется ***у П.Ю. не основан на материалах дела, судебной практике и выдвинут с целью уйти от ответственности.
Изучив также материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как установлено должностным лицом и судьей при рассмотрении дела и жалобы, генеральный директор ООО "23БЕТ.РУ" *** П.Ю. совершил правонарушение при следующих обстоятельствах, а именно в ходе административного расследования установлено, что **** года в ***час. ***мин ООО "23БЕТ.РУ" приняло интерактивную ставку от физического лица *** Б.О. без предъявления участником азартной игры документа, удостоверяющего личность, а именно: *** года *** Б.О. зарегистрировалась на сайте *** - официальный сайт организатора азартных игр ООО "23БЕТ.РУ" и для подтверждения личности ввела на сайте ФИО, дату и место рождения, данные паспорт РФ и логин в Skype. От сотрудника ООО "23БЕТ.РУ" поступил видеозвонок с просьбой предъявить паспорт. *** Б.О. *** года пополнила свой счет на сайте *** и совершила интерактивную ставку в *** час. ***мин в размере ***рублей для осуществления пари на спортивные события, в подтверждении чего представлена выписка из реестра операций ООО "23БЕТ.РУ" от *** года по расчетному счету **** в ЦУПИС (ООО "***"), при этом какую-либо идентификацию у ООО "23БЕТ.РУ" не проходила, в букмекерскую контору не являлась и документ, удостоверяющий личность сотрудникам ООО "23БЕТ.РУ" лично не предъявляла. Тем самым *** П.Ю, как должностное лицо, совершил нарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина генерального директора ООО "23БЕТ.РУ" *** П.Ю. подтверждаются доказательствами, которые в совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают: определением о возбуждении дела и проведении административного расследования от 15 мая 2017года; определением о продлении срока проведения административного расследования от 15 июня 2017 года; обращением от *** Б.О. от 25 апреля 2017 года с приложением; определениями об истребовании сведений от 29 мая 2017 года и представленными юридическим лицом документами; протоколом дачи пояснения *** Б.О. от 02 июня 2017 года, которая была предупреждена об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.17.9 КоАП РФ; протоколом N *** об административном правонарушении от 27 июля 2017; постановлением N *** по делу об административном правонарушении от 25 августа 2017 года и иными, имеющимися в деле, объективными письменными документами.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем должностное лицо и судья правильно признали их допустимыми доказательствами и положили в основу обжалуемых постановления и решения.
Довод жалобы о том, что протокол составлен с нарушением сроков, предусмотренных ст.ст.28.2, 28.5, 28.7 КоАП РФ, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции, обоснованно им отвергнуты, с приведением мотивов принятого решения, не согласиться с которыми оснований у суда апелляционной инстанции не имеется. Сроки составления протокола об административном правонарушении пресекательными не являются.
В соответствии с ч.1 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 п.1 ст.6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований обязаны принимать ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования и выплачивать соответствующие выигрыши, суммы которых превышают размер дохода, не подлежащего налогообложению в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применении иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры.
В соответствии со ст.5 Федерального закона N 115-ФЗ ООО "23БЕТ.РУ" относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Как установлено п.4 ч.1 ст.6 Федерального закона N 115-ФЗ, деятельность ООО "23БЕТ.РУ", генеральным директором которого является *** П.Ю, а именно получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх по своему характеру, относится к операциям с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Статьей 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом: до приема на обслуживание идентифицировать клиента, применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств, приостанавливать соответствующую операцию, представлять информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.
Пунктами 1.5, 1.5-1, 1.5-2 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрены случаи, разрешающие поручать идентификацию третьим лицам. В соответствии с указанными нормами Федерального закона N 115-ФЗ организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, правом поручать проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента не наделены.
ЦУПИС (ООО "***") принимаемая интерактивные ставки, проводит идентификацию как кредитная организация - самостоятельный субъект Федерального закона N 115-Фз, соответственно, букмекерские конторы, в том числе ООО "23БЕТ.РУ", также являясь самостоятельным субъектом Федерального закона N 115-ФЗ, и обязаны исполнять требования указанного закона в части идентификации клиента.
Таким образом, кредитные организации и букмекерские конторы, являясь самостоятельными субъектами Федерального закона N 115-ФЗ, исполняют требования данного закона независимо от наличия между ними гражданско-правовых отношений, вытекающих требований Федерального закона N 244-ФЗ.
Согласно ч.2 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Согласно представленным ООО "23БЕТ.РУ" Правилам внутреннего контроля от 06 февраля 2017 года, идентификация клиентов проводится в том числе путем демонстрации документа, удостоверяющего личность по видеосвязи.
В настоящее время механизм удаленной идентификации физических лиц законодательно не предусмотрен. Существует опасность перехвата канала видеосвязи кибермошенниками и подготовки видеоряда, которые позволяют обойти человеческий контроль, что не обеспечивает высокий уровень безопасности сеансов видеосвязи.
Таким образом, правила внутреннего контроля ООО "23БЕТ.РУ" от 06 февраля 2017 года не соответствует установленным требованиям Федерального закона N 115-ФЗ.
При таких обстоятельствах, на ООО "23БЕТ.РУ", генеральным директором которого является *** П.Ю, в соответствии с Правилами совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2007 N 441, как на организаторов азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении возложена обязанность по обеспечению соблюдений требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ, которую ООО "23БЕТ.РУ" не соблюдает.
Довод жалобы о том, что заявитель необоснованно привлечен к административной ответственности, так как в должность генерального директора вступил 19 апреля 2017 года, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции, обоснованно им отвергнуты, с приведением мотивов принятого решения, не согласиться с которыми оснований у суда апелляционной инстанции не имеется.
Оценка является правильной и сомнений не вызывает. Оснований для переоценки доказательств и фактических материалов дела не имеется.
Довод о том, что в рамках Федерального закона N 115-ФЗ идентификация клиента перед приемом на обслуживание осуществляется только в том случае, если сумма операций превышает 15000 руб, а также не является операцией, подлежащей обязательному контролю в соответствии со ст.6 Федерального закона N 115-ФЗ, судом апелляционной инстанции не принимается ввиду противоречия с законодательством РФ, а также неверном толковании норм права по следующим основаниям.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пп.1.1, 1.2, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи.
Согласно пп.1.1 и 1.4 ст.7 Закона N 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов-физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб. (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) и идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также при предоставлении клиентом - физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств, если сумма денежных средств не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб, за исключением случаев, если получателем переводимых денежных средств является физическое лицо, некоммерческая организация (кроме религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке, товариществ собственников недвижимости (жилья), жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации) либо организация, созданная за пределами территории Российской Федерации, а также если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством Российской Федерации, в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода.
Перечень товаров (работ, услуг), определенный Постановлением Правительства РФ от 15.11.2010 N 920, включает, в том числе услугу по приему ставок для участия в азартных играх, в оплату которой платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента-физического лица проводится независимо от суммы перевода.
Таким образом, законом предусмотрен закрытый перечень оснований, при которых идентификация клиентов не проводится и прием ставок для участия в азартной игре этими основаниями не предусмотрен.
Федеральный закон N 115-ФЗ прямо устанавливает случаи, когда при проведении идентификации организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, требуется личное присутствие клиента (представителя клиента).
Более того, пп.1 п.1 ст.6.1 ФЗ N 244 предусмотрена прямая обязанность идентифицировать клиента в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ, однако такое поручение вправе дать только кредитная организация или микрофинансовая компания, к которым Организация не относится, поскольку является организатором азартных игр и осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах Федеральной налоговой службы и не осуществляет свою деятельность как юридическое лицо, на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка Российской Федерации, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности, имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 02.12.90 N 395-1.
Федеральным законом N 115-ФЗ предусмотрено два способа проведения идентификации: обычный (непосредственная проверка документов, удостоверяющих личность и последующая фиксация) и упрощенная (при наличии у лица электронной подписи).
В соответствии с ч.2 ст.7 ФЗ N 115, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утверждены Постановлением N 667.
В связи с вышеизложенным обязанность по реализации правил внутреннего контроля в части программы идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев должностным лицом ООО "23БЕТ.РУ" не соблюдена.
На основании изложенного, довод об отсутствии состава правонарушения является необоснованным, выводы судьи первой инстанции подтверждаются материалами дела и соответствуют требованиями закона.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными, и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решении при рассмотрении жалобы.
*** П.Ю, занимая должность генерального директора ООО "23БЕТ.РУ", подлежит административной ответственности в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В связи с этим он правомерно привлечен к административной ответственности, а доводы жалобы направлены на иное толкование норм права.
Иные доводы в жалобе основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении должностным лицом *** П.Ю. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
По существу, доводы настоящей жалобы повторяют доводы, проверенные судом первой инстанции и отклоненные по убедительным мотивам, приведенным в оспариваемом судебном акте.
Административное наказание должностному лицу ***у П.Ю. назначено в пределах санкции ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершённого правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления и решения, по делу не имеется, поэтому доводы жалобы не могут быть признаны обоснованными.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения судьи и постановления должностного лица не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Хорошевского районного суда Москвы от 14 ноября 2017 года, постановление начальника ИФНС N 49 по Москве от 25 августа 2017 N ***, которым генеральный директор ООО "23БЕТ.РУ" *** П.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Тихонова В.И. без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Васильев А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.