Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления ТСЖ "Исаковского 39" Черкасова В.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору СЗАО города Москвы - заместителя начальника 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве N 14 от ***года, на решение заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по пожарному надзору, заместителя начальника управления - начальника нормативно-технического отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве от ***года, на решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 28 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ТСЖ "Исаковского 39",
установил:
***года заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору СЗАО города Москвы - заместителя начальника 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ТСЖ "Исаковского 39" составлен протокол об административном правонарушении N14 по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору СЗАО города Москвы - заместителя начальника 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве N 14 от ***года ТСЖ "Исаковского 39" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с наличием в его действиях нарушений Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 года, Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании" и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по пожарному надзору, заместителя начальника управления - начальника нормативно-технического отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве от ***года данное постановление изменено в части назначения административного наказания, путем назначения наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с такими актами должностных лиц административного органа, председатель правления ТСЖ "Исаковского 39" Черкасов В.В. подал на них жалобу в Хамовнический районный суд города Москвы, определением судьи которого от 04 сентября 2017 года материалы дела на рассмотрение по территориальной подсудности направлены в Хорошевский районный суд города Москвы, решением судьи которого 28 ноября 2017 года оспариваемое постановление и решение должностных лиц оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время данные акты должностных лиц административного органа и судьи районного суда в Московский городской суд обжалует председатель правления ТСЖ "Исаковского 39" Черкасов В.В. по доводам поданной жалобы, согласно которым, указанное ТСЖ не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, так как не является владельцем проверенных сотрудниками МЧС России нежилых помещений, которые до настоящего времени не введены в эксплуатацию, не являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, не принадлежат собственникам многоквартирного дома; наличие фактического доступа в помещения не свидетельствует о наличии у заявителя правовых оснований владеть помещениями и нести бремя их содержания; вина заявителя во вмененном административном правонарушении не доказана; осмотр помещений должностными лицами административного органа является незаконным; неправомерно к рассмотрению дела не привлечены застройщик ООО "***", Правительство Москвы, являющиеся правообладателями проверенных помещений, отказано в удовлетворении ходатайства об отложении слушания дела, неверно распределено бремя доказывания.
В судебное заседание законный представитель ТСЖ "Исаковского 39", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитников по доверенностям Ермилова Н.А. и Ворниковой Е.Д, поддержавших в полном объеме приведенные выше доводы жалобы, просивших их удовлетворить.
Государственный инспектор СЗАО г.Москвы по пожарному надзору -инженер 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г.Москве Чепрасов Д.А. возражал против удовлетворения доводов указанной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, представителя административного органа, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов должностных лиц административного органа и судьи районного суда не нахожу ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 3 - 8 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной без опасности", так и на Конституции РФ, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной без опасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 38 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, и подп. "б" пункта 23 которых запрещено использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на что прямо указано в п. 1 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 12.00 час. ***года сотрудниками 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве на основании распоряжения (приказа) заместителя начальника 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве N74 от ***года проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности ТСЖ "Исаковского 39" по адресу: г. Москва, ***, в ходе которой выявлено, что в нарушение требований ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ " Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании", пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N390 "О противопожарном режиме", пунктов 1.6, 1.7 "СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений", пункта 7.2 Технических условий, помещение, расположенное под эстакадой и техническое помещение подвального этажа (помещение 3А) используются ТСЖ "Исаковского 39" для хранения оборудования, мебели и других предметов, не осуществлен вывод сигнала на пульт пожарной охраны "01" по телекоммуникационному каналу, ч ем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения ТСЖ "Исаковского 39" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных судьей доказательств, в том числе, актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ "Исаковского 39", Уставом ТСЖ, свидетельством о государственной регистрации юридического лица и о постановке его на налоговый учет; фототаблицей; протоколом об административном правонарушении N 14 от ***года, составленным заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору СЗАО города Москвы - заместителя начальника 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г.Москве в отношении ТСЖ "Исаковского 39" по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и в котором подробно изложено место совершения административного правонарушения, существо правонарушения, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется лицу, привлекаемому к административной ответственности, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол содержит, копия которого для сведения направлена в адрес ТСЖ "Исаковского 39" почтой, о чем свидетельствуют опись почтовых отправления и квитанция ФГУП "Почта России" об оплате почтового отправления; предписанием по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
В силу положений п.3.24 СП 54.13330.2016. "Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", под техническим помещением понимается нежилое помещение, предназначенное для технического обслуживания внутридомовых инженерных систем, с ограниченным доступом, разрешенным специалистам служб эксплуатации и специалистам служб безопасности и спасения в экстренных случаях.
Пунктом 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", определено, что руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Вопреки доводам жалобы, совокупность исследованных судьей доказательств, в том числе, акт проверки, проведенной заместителем начальника 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве подполковником внутренней службы Горбачевым А.А. и инженером 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве майором внутренней службы Демидовым В.Г. на основании распоряжения (приказа) начальника 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве N1 от ***года по адресу нахождения ТСЖ "Исаковского 39": г. Москва, ***, фотоматериал, которым зафиксировано, что помещение, расположенное под эстакадой и техническое помещение подвального этажа (помещение 3А) используются для хранения оборудования, мебели, велосипедов, автомобильных покрышек и других предметов, а также наличие на входной двери в техническое помещение объявления правления ТСЖ "Исаковского 39", обращенное к жителям многоквартирного дома, с указанием времени выдачи сданных на сезонное хранение автомобильных покрышек и велосипедов, таблички с обозначением категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, класса зоны, с очевидностью свидетельствуют о том, что данными нежилыми помещениями фактически пользуется ТСЖ "Исаковского 39", имеющего доступ к ним, ключи от них.
Кроме того, данные доказательства согласуются с показаниями допрошенных судом первой в качестве свидетелей проводивших проверку и непосредственно выявивших административное правонарушение заместителя начальника 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве Горбачева А.А. и инженера 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве Демидова В.Г, предупрежденных об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в порядке ст.17.9 КоАП РФ, подтвердивших факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении и в постановлении, в том числе, то, что ТСЖ "Исаковского 39" имеет фактический доступ и ключи к указанным в материалах дела об административном правонарушении помещениям.
При этом, на протяжении всего времени нахождения данного дела в производстве суда первой инстанции сторона защиты не оспаривала сам факт наличия выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности в нежилых помещениях по адресу: г.Москва, ***, к которым имеется доступ ТСЖ, ключи от них, что также с очевидностью усматривается из содержания поданной в Московский городской суд жалобы.
Ввиду изложенного, каких-либо оснований для привлечения к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Исаковского 39" застройщика ООО "***" и Правительства Москвы, как на то указано в поданной жалобе, у судьи районного суда не имелось.
Поскольку ТСЖ "Исаковского 39" помещение, расположенное под эстакадой и техническое помещение подвального этажа (помещение 3А) использует для хранения оборудования, мебели и других предметов, не осуществляет вывод сигнала на пульт пожарной охраны "01" по телекоммуникационному каналу, что является нарушением требований ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ " Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании", пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N390 "О противопожарном режиме", пунктов 1.6, 1.7 "СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений", пункта 7.2 Технических условий, действия заявителя правильно квалифицированы по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору СЗАО города Москвы - заместителя начальника 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве N 14 от ***года, которым ТСЖ "Исаковского 39" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с наличием в его действиях нарушений Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 года, Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании" измененное решением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по пожарному надзору, заместителя начальника управления - начальника нормативно-технического отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве от ***года, в части назначения административного наказания, путем назначения наказания в виде предупреждения, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось административное правонарушение, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, к опия его для сведения направлена в адрес ТСЖ и получена им 03 февраля 2017 года.
При установленных обстоятельствах порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ТСЖ "Исаковского 39" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о пожарной безопасности, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Судьёй первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны были трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях указанного Товарищества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде предупреждения в данном случае назначено в пределах санкции ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере пожарной безопасности, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Вопреки доводам жалобы, принцип презумпции невиновности при рассмотрении настоящего дела соблюден, бремя доказывания по делу распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления и решения должностных лиц административного органа, решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору СЗАО города Москвы - заместителя начальника 1 РОНПР Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве N 14 от ***года, решение заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по пожарному надзору, заместителя начальника управления - начальника нормативно-технического отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве от ***года, решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 28 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ТСЖ "Исаковского 39", оставить без изменения, жалобу председателя правления ТСЖ "Исаковского 39" Черкасова В.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.