Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ГПБУ "Мосприрода" по доверенности фио на постановление судьи Нагатинского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
"ГПБУ "Мосприрода" признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и подвергнуть административному взысканию в виде наложения административного штрафа в размере сумма",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя межрайонного природоохранного прокурора
адрес от дата в отношении ГПБУ "Мосприрода" возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Постановлением судьи районного суда ГПБУ "Мосприрода" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма
В жалобе, поданной в Московский городской суд, представитель ГПБУ "Мосприрода" по доверенности фио просит об отмене постановления суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указал, что между заказчиком в лице ГПБУ "Мосприрода" и подрядчиком в лице наименование организации был заключен контракт на выполнение работ по реализации проекта "Реабилитация 5 прудов с благоустройством прилегающей к ним адрес, ПИП "Царицыно", адрес". Однако в действиях ГПБУ "Мосприрода" отсутствовал корыстный мотив и умысел, направленный на заведомое несоблюдение требований ФЗ от дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (пямятниках истории и культуры) народов РФ", так как обязанность подготовить все необходимые документы для поведения государственной историко-культурной экспертизы лежала на Подрядчике, который данное обязательство не исполнил.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя ГПБУ "Мосприрода" по доверенности фио, поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к выводу о том, что постановление судьи является законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлено, что нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N73-Ф3), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российском Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко - культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
На основании ст.ст. 42-44 Федерального закона N 73-ФЗ ремонт, реставрация и приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях сохранения предмета охраны объекта культурного наследия, для проведения которых необходима проектная документация, согласованная в установленном законом порядке, а также разрешение и задание на проведение указанных работ.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Согласно п. 6 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 20 Закона адрес от дата N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон адрес от дата N 26) юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и указанным Законом.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 21 Закона адрес от дата N 26 условия содержания и режим использования недвижимых памятников истории и культуры и их территорий определяются государственным органом охраны памятников для каждого памятника, являющегося государственной собственностью и находящегося в аренде, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических лиц, граждан, их объединений на основании соответствующего охранного документа: охранно - арендного договора, охранного обязательства или охранного договора, заключаемого с государственным органом охраны памятников или выдаваемого ему в течение месяца со дня вступления в права аренды, безвозмездного пользования, хозяйственного ведения, оперативного управления или собственности на недвижимый памятник истории и культуры.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения Межрайонной природоохранной прокуратурой адрес проверки с дата по дата соблюдения ГПБУ "Мосприрода" требований законодательства об охране объектов культурного наследия при реализации по адресу: адрес, на особо охраняемой природной адрес "Царицыно" проекта "Реабилитация 5 прудов с благоустройством прилегающей к ним территории по адресу: Бирюлевский дендропарк, ООПТ адрес "Царицыно" установлено, что ГПБУ "Мосприрода", выступая заказчиком работ, в дата в Департамент культурного наследия адрес направлена проектно-сметная документация "Реабилитация 5 прудов с благоустройством прилегающей к ним адрес, ПИП "Царицыно", адрес", в согласовании которой ГПБУ "Мосприрода" отказано, в связи с отсутствием акта государственной историко-культурной экспертизы, однако по состоянию на дата ГПБУ "Мосприрода" повторно проектная документация в Департамент культурного наследия адрес на согласование не направлялась, на процедуру проведения государственной историко-культурной экспертизы не выносилась.
Работы в рамках проекта "Реабилитация пяти прудов с благоустройством прилегающей к ним территории по адресу: Бирюлевский дендропарк, ООПТ адрес "Царицыно", заказчиком по которому является ГПБУ "Мосприрода" проводятся с дата в отсутствие утвержденной Департаментом культурного наследия адрес проектной документации, а также положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Согласно данным разработанной автоматизированной информационной системы Департамента культурного наследия адрес, объединяющей в себя информацию из Городского реестра недвижимого культурного наследия и Историко-культурного опорного плана адрес - "Бирюлевский дендропарк" является объектом культурного наследия регионального значения (произведение садово-паркового искусства) и расположен на территории объединенной охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль адрес, XVIII в.".
Согласно государственному контракту N 0173200001416000953_49887 от дата на адрес предусмотрено устройство террас, причалов, беседок, дамб, сооружение лектория и высадка зеленых насаждений.
По информации Департамента культурного наследия адрес работы, проводимые в рамках реализуемого проекта "Реабилитация пяти прудов с благоустройством прилегающей к ним территории по адресу: Бирюлевский дендропарк, ООПТ адрес "Царицыно", являются работами по приспособлению дендропарка для современного использования.
Таким образом, ГПБУ "Мосприрода" обязана была разработать и согласовать с Департаментом культурного наследия адрес проектную документацию на проведение работы по проекту "Реабилитация 5 прудов с благоустройством прилегающей к ним территории по адресу: Бирюлевский дендропарк, ООПТ адрес "Царицыно", и получить разрешение на проведение указанных работ, однако не приняла все зависящие от нее меры по исполнению возложенных на нее обязательств по сохранению объектов культурного наследия и не исполнила их надлежащим образом. Проведение проектных работ "Реабилитация 5 прудов с благоустройством прилегающей к ним территории по адресу: Бирюлевский дендропарк, ООПТ адрес "Царицыно" без согласованной проектной документации и разрешения создает угрозу причинения вреда объекту культурного наследия.
Действия ГПБУ "Мосприрода" квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина ГПБУ "Мосприрода" в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: актом проверки от дата (л.д.6), сведениями Департамента культурного наследия адрес (л.д. 8-11), предписанием (л.д.14-16), объяснением руководителя ГПБУ "Мосприрода" фио (22-23), постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ГПБУ "Мосприрода" (л.д.1-5), сведениями об учреждении и другими документами, имеющимися в материале.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области сохранения объектов культурного наследия.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ГПБУ "Мосприрода" состава вмененного административного правонарушения.
Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ГПБУ "Мосприрода" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ГПБУ "Мосприрода" по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Административное наказание ГПБУ "Мосприрода" назначено судьей в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и соответствует санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемое постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Нагатинского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ГПБУ "Мосприрода" оставить без изменения, жалобу представителя ГПБУ "Мосприрода" по доверенности фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.