Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Сивковой А.И.,
с участием старшего УУП ОП N7 УМВД России по г. Уфе Семенова И.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Янтураева А.Д. на постановление судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 01 марта 2018 года, которым:
Янтураев ФИО21, дата года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
УСТАНОВИЛА:
протоколом об административном правонарушении N( ) 062546 от 7 февраля 2018 года ст. УУП ОП N7 УМВД России по г. Уфе Семенова И.Ю. в отношении Янтураева А.Д. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д.1).
Судьей Советского районного суда г. Уфы 01 марта 2018 года вынесено вышеприведенное постановление о назначении наказания (л.д.49-51).
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан Янтураев А.Д. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения, указав, что участие в публичном мероприятие не принимал, поднял лишь брошенные флаги, за что был задержан сотрудником полиции, судебный акт не содержит указания на то, какие именно нарушения порядка проведения публичного мероприятия им допущены, организатором публичного мероприятия не является, и не должен был согласовывать публичное мероприятие, доказательства того, что он знал или должен был знать о несогласованности митинга, отсутствуют, участие в несанкционированном публичном мероприятии само по себе не является событием административного правонарушения, судом нарушены нормы международного права.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав свидетеля Семенова И.Ю, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.5 ст.20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N54-ФЗ).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст.ст.17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п.1 ст.20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст.21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст.15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 года N54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п.1 ст.2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 ст.6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч.3 ст.6 Федеральный закон от 19 июня 2004 года N54-ФЗ).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 года N54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что 28 января 2018 года около 14 часов по адресу: г. Уфа, Пр. Октября, д. 31 после официального уведомления сотрудниками полиции о том, что публичное мероприятие не согласовано в установленном законом порядке, и о недопущении нарушения законодательства Российской Федерации в виде участия в несанкционированном публичном мероприятии, Янтураев А.Д. принял участие в указанном мероприятии - организованном публичном выражении общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения от остановки общественного транспорта "Универмаг Уфа" в сторону остановки общественного транспорта "Спортивная", плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, тем самым нарушил требования п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ об обязанности участника публичного мероприятия выполнять законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Янтураева А.Д. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
протоколом об административном правонарушении от 7 февраля 2018 года с описанием события правонарушения (л.д.1);
рапортами ст. УУП ОП N7 УМВД России по г. Уфе Сулейманова И.И, Ахмерова А.Г, полицейских ОБО и КПО УМВД Росси по г. Уфе Абхалимова И.Ф, Хусаинова И.И, Баймурзина Л.С, Аиткужина А.А. от 28 января 2018 года (л.д. 8-18);
объяснениями свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12 (л.д.22, 23, 24);
ответами заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Магадеева М.Ш. от 15 января 2018 года N 2Т-36-2Т-267-ГО, от 19 января 2018 года N2Т-86-2Т-444-ГО (л.д. 29, 30, 32-33);
уведомлениями о проведении публичного мероприятия (л.д. 28, 31);
видеозаписью на CD-диске, приобщенном к материалам дела (л.д 35);
протоколом о доставлении от 28 января 2018 года (л.д.21).
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Янтураева А.Д. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Объективной стороной административного правонарушения предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ является участие Янтураева А.Д. в публичном мероприятии, несогласованном в установленном порядке. Заявитель, принимая участие в публичном мероприятии, несогласованном с уполномоченным органом, должен был прекратить свое участие в нем после предупреждения сотрудников органов внутренних дел о его несогласованности.
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Поскольку Янтураев А.Д. принял участие в организованном публичном выражении общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения от остановки общественного транспорта "Универмаг Уфа" в сторону остановки общественного транспорта "Спортивная" средств наглядной агитации, то его действия подлежат оценке как участие в такой форме публичного мероприятия, как демонстрация.
При таких обстоятельствах описание события, совершение которого вменено Янтураеву А.Д, подлежит уточнению путем указания на участие лица в демонстрации вместо шествия и митинга в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, что не влечет ухудшение положения привлеченного к административной ответственности лица.
Указанное не влечет изменения квалификации действий Янтураева А.Д. по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку совершенное им деяние образует объективную сторону указанного административного правонарушения.Информация о нарушении установленного порядка проведения мероприятия до сведения участников публичного мероприятия, в том числе, Янтураеву А.Д, была доведена, что подтверждается рапортами сотрудников полиции, а также видеозаписями, из которых видно, что сотрудники полиции уведомляют участников мероприятия о его несогласованности. Полномочия сотрудников полиции, и требования прекратить противоправные действия, высказанные в адрес организатора и участников несогласованного мероприятия, предоставлены последним Федеральным Законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Исходя из положений ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Оснований для признания рапортов сотрудников полиции УМВД России по г.Уфе недопустимым доказательством не имеется, рапорта были составлены должностными лицами в рамках их должностных обязанностей, причиной составления рапортов послужило выявление совершения административного правонарушения, при этом порядок их составления был соблюден. Изложенные в рапортах обстоятельства согласуются с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения, показаниями свидетелей и видеозаписями.
Протокол об административном правонарушении в отношении Янтураева А.Д. также составлен уполномоченным должностным лицом, вопреки доводам жалобы, соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, в том числе, время совершения правонарушения надлежащим образом установлено, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Как разъясняет Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 марта 2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст.ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Как видно из материалов дела (рапорт ст.УУП ОП N7 УМВД России по г. Уфе Семенова И.А. от 7 февраля 2018 года (л.д. 3), объяснения ФИО15, ФИО16 (л.д. 4,5), телефонограмма (л.д.6), аудиозапись (л.д.35)), инспектором Семеновым И.А. приняты соответствующие меры по вызову Янтураева А.Д. на оформление протокола об административном правонарушении, однако последний не явился, копия протокола была направлена по месту его жительства (л.д. 36, 37).
Оснований ставить под сомнение достоверность содержания протокола об административном правонарушении, составленного в отношении Янтураева А.Д. представленного наряду с иными письменными документами в материалах дела об административном правонарушении, не имеется.
Как следует из собранных по делу доказательств, в том числе показаний свидетеля - сотрудника полиции Семенова Н.Ю, данных в настоящем судебном заседании, публичное мероприятие имело определенный маршрут, которое не было согласованным с органами исполнительной власти, при этом участники публичного мероприятия выкрикивали лозунги тематического содержания, привлекали внимание граждан. Более того они были предупреждены сотрудником полиции, но не подчинились законному требованию сотрудника полиции не нарушать требований закона. В руках у Янтураева А.Д. были шары с символикой и флаги, он был задержан между остановками общественного транспорта "Универмаг Уфа" и "Спортивная" и доставлен в отдел.
Довод о том, что в митинге Янтураев А.Д. не участвовал, а был задержан поскольку держал в руке флаги, которые поднял, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела об административном правонарушении и изложенными выше доказательствами. Кроме того, имеющаяся в материалах дела видеозапись достоверно подтверждает участие Янтураева А.Д. в публичном мероприятии 28 января 2018 года в районе остановке общественного транспорта "Универмаг Уфа" в г. Уфе.
Рассматриваемые события происходили в дневное время, около 14 часов, Янтураев А.Д. был задержан между остановками общественного транспорта "Универмаг Уфа" и "Спортивная", что и не оспаривается им самим. Его действия оценены как участие в такой форме публичного мероприятия, как демонстрация.
Из материалов дела усматривается, что организатор публичного мероприятия Комлева О.Ю, была уведомлена о несогласованности публичного мероприятия, что исключает доводы о согласованности мероприятия (л.д.30).
Следует также учесть, что при недостижении с Правительством Республики согласия относительно места и (или) времени проведения публичного мероприятия организаторы публичного мероприятия не были лишены права защитить свои права в судебном порядке, оспорив отказ в согласовании в установленном законом порядке.
В соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Со стороны публичных властей были выполнены требования Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", обязывающие донести до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения, и оснований считать публичное мероприятие согласованным - не имелось.
Согласно статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Нарушений Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при рассмотрении дела в отношении Янтураева А.Д, а также норм КоАП РФ, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи, по делу не установлено.
Согласиться с мнением о нарушении прав Янтураевым А.Д. на свободу выражения мнения и свободу собраний не представляется возможным.
Положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п.2 ст.11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 г. по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 г. по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 г. по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
Часть.3 ст.17 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрено, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
С учетом изложенного, участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, не свидетельствует о нарушении прав Янтураева А.Д. на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Янтураева А.Д. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения данного дела судьей районного суда, в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ судом установлено наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее, как участник публичного мероприятия, нарушение установленного порядка его проведения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Иные доводы в жалобе основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении Янтураевым А.Д. административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении наказания, суд учел характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Каких-либо подтвержденных обстоятельств, влекущих изменение размера назначенного административного штрафа, заявителем не приведено.
Таким образом, назначенное административное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Порядок и срок давности привлечения Янтураева А.Д. к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На составление протокола об административном правонарушении Янтураев А.Д. извещен телефонограммой (л.д. 3-7), копия протокола была направлена по месту его жительства (л.д. 36-37). Дело судьей районного суда рассмотрено с участием Янтураева А.Д, процессуальные права судьей первой инстанции ему разъяснены (л.д. 47).
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 1 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Янтураева ФИО22 изменить, указав на его участие в публичном мероприятии в форме демонстрации.
В остальном судебный акт оставить без изменения, жалобу Янтураева А.Д. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
Справка: судья Насырова Л.Р.
По делу 12-335/2018
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.