Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Абдуллине Р.В,
с участием:
Талыповой И.Н. - лица, привлечённого к административной ответственности;
Симоновой Т.Ю. - заместителя начальника отдела Министерства финансов Республики Башкортостан,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Талыповой И.Н. на решение судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от
21 февраля 2018 года, которым:
постановление начальника отдела административного производства и аналитической работы Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 23 января 2018 года, вынесенное в отношении директора МБУК... Талыповой... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, её жалоба - без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Постановлением начальника отдела административного производства и аналитической работы Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 23 января 2018 года директор МБУК... Талыпова И.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Талыпова И.Н. подала жалобу в суд.
21 февраля 2018 года судья Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан вынес вышеприведенное решение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан,
Талыпова И.Н. выражает несогласие с решением судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2018 года и постановлением начальника отдела административного производства и аналитической работы Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 23 января 2018 года, ссылаясь на малозначительность совершенного ею правонарушения и недоказанность обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
В судебном заседании Талыпова И.Н. поддержала доводы жалобы, заместитель начальника отдела Министерства финансов Республики Башкортостан Симонова Т.Ю. полагала, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что
МБУК... является заказчиком и осуществляет закупочную деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 статьи 30 Закона о контрактной системе, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить данный отчет в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Порядок подготовки отчета, его размещения в ЕИС, форма определены постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 года N 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования".
В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На момент проверки отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 год Учреждением в ЕИС не размещен.
На дату составления протокола установлено, что отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 год Учреждением размещен в ЕИС
20 января 2018 года, т.е. с нарушением установленного Законом о контрактной системе срока на 295 дней.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях контрактные управляющие, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно статье 38 Закона о контрактной системе заказчики, осуществляющие закупки, создают контрактные службы либо назначают должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта - контрактного управляющего.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона о контрактной системе в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
Частью 4 статьи 38 Закона о контрактной системе обозначены функции и полномочия контрактной службы (контрактного управляющего).
В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе контрактный управляющий осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Приказом... от 08 августа 2016 года N 28 лс Талыпова И.Н. назначена на должность директора Учреждения.
Приказом Учреждения от 17 ноября 2016 года N 38/1-од контрактным управляющим Учреждения назначена Талыпова И.Н.
В ходе составления протокола Талыповой И.Н. дано пояснение, согласно которому обязанность по организации работы по формированию статистической отчетности по исполнению договоров и объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и размещению их в ЕИС, закреплена за юрисконсультом... Латыповой Э.Ф. в соответствии с пунктом 3.2 приказа Учреждения от 17 ноября 2016 года
N 38/3-од.
Вместе с тем установлено, что в период с 27 января 2017 по 26 февраля 2017 года Латыпова Э.Ф. согласно приказа Учреждения от 25.01.2017 N 01-ко находилась в отпуске.
В соответствии с приказом Учреждения от 01 марта 2017 года N 11-лс Латыповой Э.Ф. предоставлен отпуск по беременности и родам с 01 марта по 18 июля 2017 года.
Каких-либо локальных документов Учреждения о возложении обязанностей юрисконсульта... Латыповой Э.Ф. по размещению в ЕИС отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 год в период её отсутствия, Талыповой И.Н. в материалы дела и проверки не представлено.
Таким образом, ответственным должностным лицом Учреждения за своевременное размещение в ЕИС отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 год в срок до 01 апреля 2017 года являлась контрактный управляющий Учреждения Талыпова И.Н.
Следовательно, нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в несвоевременном размещении отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 год, допущено вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей контрактным управляющим Талыповой И.Н.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, виновность директора МБУК... Талыповой И.Н. в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, директор МБУК...
Талыпова И.Н. совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемом судебном акте, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 указанного Кодекса.
Порядок и срок привлечения директора МБУК... Талыповой И.Н. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено директору МБУК... Талыповой И.Н. в пределах санкции части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы автора жалобы о малозначительности инкриминируемого правонарушения подлежат отклонению исходя из следующего.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного дела. Возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью суда, и неприменение этой нормы не влечет за собой незаконность постановления о привлечении к административной ответственности и решения суда.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует о нарушении общественных правоотношений в области охраны собственности и осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Факт нарушения действующего антимонопольного законодательства и обстоятельства совершения рассматриваемого административного правонарушения, исключают в данном случае возможность применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом вопреки указанию заявителя в жалобе, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Как усматривается из материалов дела, предельный срок размещения отчета на официальном сайте был нарушен более чем на девять месяцев (установленный срок до 01 апреля 2017 года). Талыпова И.Н. исполняет обязанности с 17 ноября 2016 года, в связи с чем незнание ею требований Федерального закона свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на неё обязанностей и не позволяет признать совершенное административное правонарушение малозначительным.
Судья межрайонного суда пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания юрисконсульта Учреждения виновным лицом по настоящему делу. С указанными выводами суда следует согласиться, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют закону, обстоятельствам дела и доказательствам, имеющимся в материалах.
Заслуживает внимания ссылка заместителя начальника отдела Министерства финансов Республики Башкортостан Симоновой Т.Ю. на то, что довод жалобы о замещении Афхатовой В.Х. юрисконсульта Учреждения Латыповой Э.Ф. в период её нахождения в отпуске, не доводился до сведения административного надзорного органа.
Кроме того, возложение обязанностей контрактного управляющего на иных лиц, которым не выдавался сертификат ключа проверки электронной подписи, которая необходима для опубликования в ЕИС информации, не освобождает контрактного управляющего от ответственности.
Существенных нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,
РЕШИЛА:
Решение судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2018 года и постановление начальника отдела административного производства и аналитической работы Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 23 января 2018 года, вынесенные в отношении директора МБУК... Талыповой... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, её жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан С.И. Шарафутдинова
справка:
судья Коровина О.А.
дело N 21-367/2018
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.