Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Куловой Г.Р, Хакимова А.Р.
при секретаре Баскаковой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Идрисовой Д.Т. действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей Идрисова К.А, Идрисова А.А. к Администрации Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным действия по исключению из списка и обязании включить в список, по апелляционной жалобе Идрисовой Д.Т. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 декабря 2017 г.
Заслушав доклад судьи Хакимова А.Р, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Идрисова Д.Т. действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей Идрисова К.А, Идрисова А.А. обратилась в суд с иском к Администрации Советского района городского округа г.Уфа РБ о признании незаконным действия по исключению из списка и обязании включить в список, указав в обоснование требований на то, что распоряжением Администрации Советского района городского округа г. Уфа РБ N756 от 10.10.2008г. ее семья признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список граждан-заявителей на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы. Распоряжением Администрации Советского района городского округа г. Уфа ее семья исключена из программы в связи с превышением возраста 35 лет. На момент подачи заявления в орган местного самоуправления и необходимых документов она и ее семья соответствовала предъявленным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. N1050. В силу Правил, установленных Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, установленные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. N1050, она и ее семья имеет право состоять на учете.
Идрисова Д.Т. просит суд признать незаконным действия Администрации Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан по исключению ее и ее семьи из участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодой семьи" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, восстановить ее и ее семью в списках участников в подпрограмме "Обеспечение жильем молодой семьи" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Идрисовой Д.Т. ставится вопрос об отмене решения суда, указывая на те же обстоятельства, которые приведены в заявленном иске, на не исполнение государством принятых обязательств.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке надлежащим образом.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия также отмечает, что разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что требования Идрисовой Д.Т. подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Такая позиция представляется ошибочной.
Как следует из материалов дела, оспариваемое Идрисовой Д.Т. решение об исключении из списка участников программы, выраженное в распоряжении Администрации Советского района городского округа г.Уфа РБ от 05.05.2017г. N358, является актом органа местного самоуправления, реализовавшего возложенные на него публичные функции.
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 КАС РФ.
Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Следовательно, требования истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Уполномоченный орган, решение которого оспаривается, исполнил предоставленные законом публично-властные полномочия в отношении административного истца.
Таким образом, исправляя допущенной судом первой инстанции ошибку в выборе вида судопроизводства, судебная коллегия определилаперейти к рассмотрению дела по правилам, установленным КАС РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Идрисова Д.Т, дата г.р, состоит с дата в зарегистрированном браке с Идрисовым А.Х, дата г.р. Согласно свидетельствам о рождении у истца имеются дети Идрисов К.А, дата г.р, Идрисов А.А, дата г.р.
Распоряжением главы Администрации Советского района городского округа г.Уфа РБ от 10.10.2008г. N756 Идрисова Д.Т. с составом семьи 3 человека (Идрисова Д.Т. дата г.р, муж Идрисов А.Х. дата г.р, сын Идрисов К.А. дата г.р.) были признаны нуждающимися в жилых помещениях и включены в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Распоряжением главы Администрации Советского района городского округа г.Уфа РБ от 05.05.2017г. N358 Идрисова Д.Т. исключена из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в связи с превышением возраста 35 лет.
Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая постановлением от 25 августа 2015 года N 889 была продлена еще до 2020 года.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
Согласно пункту 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Из Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования следует, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил (п.п. "а" п. 18), а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет (п.п. "а" п. 6).
В соответствии с Законом Республики Башкортостан, подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, Правительство Республики Башкортостан своим Постановлением N 131 от 28 апреля 2011 года утвердило Республиканскую программу государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы.
Раздел 4 Программы "Участники реализации программы" закрепляет, что право на участие в Программе имеют молодые семьи, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и отвечающие следующим условиям: молодая семья - семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного или более детей; наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой государственной поддержки.
Пунктом 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента её включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечёт безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Так как бюджетные средства имеют адресной и целевой характер, исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов или одним из родителей в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, призвано не допустить нецелевого использования бюджетных средств.
Судебная коллегия отмечает, что как федеральное, так и региональное законодательство предусматривают в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме наличие определенного возраста (не более 35 лет для каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Список утверждается ежегодно, в связи с чем лица, уже достигшие возраста 35 лет, в него не могут быть включены.
Таким образом, в силу федерального закона, молодая семья с момента признания её участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии; в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Ввиду изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что Идрисовы утратили по достижении Идрисовой Д.Т. возраста, превышающего 35 лет, статуса молодой семьи, следовательно, у администрации имелись достаточные основания для исключения данной семьи из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
При указанных основаниях коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
Доводы апелляционной жалобы на правильность выводов суда не влияют, правовых оснований для отмены решения суда не содержат и по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для их переоценки в материалах дела отсутствуют.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права, в связи с чем оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - Идрисовой Д.Т. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.