Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Фроловой Т.Е,
судей Васильевой Г.Ф. и Сагетдиновой А.М.
при секретаре Фархутдиновой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Габитовой Альфии Минихановны, Гайсиной Антониды Васильевны, Тимерьяновой Зулейхи Халитовны к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельные участки,
по апелляционной жалобе Габитовой А.М, Гайсиной А.В, Тимерьяновой З.Х. на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 ноября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фроловой Т.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Габитова А.М, Гайсина А.В, Тимерьянова З.Х. обратились в суд с иском к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельные участки.
В обоснование исковых требований указали, что по вступлении в члены коллективного сада N 3а ОСТ ОАО УМПО за ними были закреплены садовые участки N... (поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N... ) N... (поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N... ) и N... (поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N... ) соответственно.
Истцы обратилась к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении указанных земельных участков в собственность, однако в удовлетворении заявленных ими требований было отказано.
Просили суд признать за ними право собственности на указанные земельные участки.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 ноября 2017 г. в удовлетворении данных требований истцов было отказано.
В апелляционной жалобе Габитова А.М, Гайсина А.В, Тимерьянова З.Х. просят приведенное решение отменить, считают его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам искового заявления. По утверждению истцов, материалами дела достоверно подтверждено наличие обстоятельств, дающих им право на бесплатное приобретение испрашиваемых земельных участков в собственность на основании Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; каких - либо обстоятельств, препятствующих реализации данного права, не имеется. Полагают, что нахождение земельных участков в водоохраной зоне материалами дела не подтверждено, доказательств установления границ и режима данной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства не имеется: проект разработан для Южного водозабора р. Уфы, точки координат второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы относительной испрашиваемых земельных участков ответчиками не представлены; положенный в основу обжалуемого решения проект судом не исследовался; проведенной в рамках рассмотрения иного гражданского дела судебной землеустроительной экспертизой установлено, что земли коллективного сада N 3а ОСТ ОАО УМПО не расположены в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы. Также указали на незаконность Распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801 - р.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Как следует из статьи 36 Конституции Российской Федерации, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 25 Земельного кодекса Российской Федерации).
Так, статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
По смыслу закона, договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную собственность.
На основании статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
На основании пункта 2.3.2.4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10, боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.
Согласно пункту 1.4 данных Правил, ЗСО (зоны санитарной охраны) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Как следует из пункта 1.13 Правил, проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
По смыслу пункта 1.17 Правил, отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Таким образом, само по себе отсутствие утвержденного в соответствии с требованиями ныне действующего законодательства проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зоны санитарной охраны, утвержденные на основании ранее действовавшего законодательства, не распространяются ограничения, установленные законом. Земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную собственность.В соответствии с пунктом 2.3.2.1 Правил, границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Таким образом, зоны санитарной охраны источников водоснабжения определяются не только в зависимости от расстояния до ближайшего уреза воды, но и в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
На основании статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд правильно сослался на приведенные выше нормы права и пришел к выводу о том, что указанные земельные участки ограничены в обороте, находятся в государственной собственности, в законе отсутствует прямое разрешение на передачу данных объектов недвижимости в частную собственность.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что истцы являются членами коллективного сада N 3а ОСТ ОАО УМПО и пользуются закрепленными за ними садовыми участками:
- Габитова А.М. - садовым участком N.., который 24 мая 2017 г. был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N... и указанием следующих характеристик: площадь - 419+/-7 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - существующие территории, предоставленные для ведения садоводства и дачного хозяйства, адрес - адрес
- Гайсина А.В - садовым участком N... который 6 февраля 2013 г. был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N... и указанием следующих характеристик: площадь - 923+/-11 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства, адрес - адрес
-Тимерьянова З.Х. - садовым участком N.., дата был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N... и указанием следующих характеристик: площадь - 433+/-7 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - существующие территории, предоставленные для ведения садоводства и дачного хозяйства, адрес - адрес
Габитова А.М, Гайсина А.В, Тимерьянова З.Х. обращались к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлениями о предоставлении указанных земельных участков в собственность в порядке приватизации, однако в удовлетворении заявленных ими требований было отказано (л.д. 38-41).
Разрешая спор, суд обоснованно принял во внимание, что Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24 июля 1995 г. утвержден проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы", разработанный институтом "Коммунводоканалпроект" в 1994-1995 годах, которым установлены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источников водоснабжения г.Уфа РБ.
Указанное Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24 июля 1995 г, установившее принадлежность спорных земельных участков к данной территориальной зоне, было 30 июня 2017 г. опубликовано в официальном интернет - портале правовой информации Правительства Республики Башкортостан, не отменено, не изменено, в установленном порядке утратившим законную силу не признано, в том числе вступившим в действие после его принятия законодательством - СанПиН 2.1.4.1110-02, ВК РФ.
22 августа 2008 г. на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан за N 801- р от 24 июля 1995 г. Советом городского округа г. Уфа принято решение N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа", на основании которого в государственный кадастр недвижимости ранее были внесены сведения о нахождении земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Новый проект зон санитарной охраны водных объектов г. Уфы Республики Башкортостан не разработан.
Между тем, оснований полагать, что в настоящее время отсутствует решение уполномоченного органа об утверждении зон санитарной охраны, не имеется. Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801 - р не утратило силу и подлежит применению к спорным правоотношениям.
Последующее исключение указанных сведений из ЕГРН не свидетельствует о нахождении земельных участков за пределами второго пояса источника водоснабжения г. Уфы, поскольку проектом "Санитарно - топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" подтверждено их местонахождение в границах зон, не допускающих приватизацию земельного участка вследствие особого режима использования.
Кроме того, из Письма МУП "Уфаводоканал" от 21 августа 2017 г. следует, что в соответствии с проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы", разработанным институтом "Коммунводоканалпроект" и утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24 июля 1995 г, спорные земельные участки расположены на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы (л.д. 55-56).
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд пришел к верному выводу о том, что испрашиваемые земельные участки находятся во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения г. Уфы, в связи с чем данные участки ограничены в обороте и в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации их приватизация запрещена. Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24 июля 1995 г, установившее принадлежность спорных земельных участков к данной территориальной зоне, является действующим, подлежащим применению. Данных о том, что с введением в действие новых санитарных правил, границы зон санитарной охраны, установленные ранее, отменены, суду не представлено и судом не добыто. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте. Факт нахождения данных участков во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения г. Уфы, истицей не опровергнут.
На основании изложенного, судом был сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований Габитовой А.М, Гайсиной А.В, Тимерьяновой З.Х.
С данным решением судебная коллегия считает правильным согласиться, поскольку оно основано на верном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам искового заявления, сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что материалами дела достоверно подтверждено наличие обстоятельств, дающих истцам право на бесплатное приобретение испрашиваемых земельных участков в собственность на основании Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства, ввиду установления факта нахождения спорных земельных участков в санитарной зоне охраны водозаборов II пояса, правового значения для разрешения данного спора не имеют.
Отсутствие сведений о данной зоне в ЕГРН не свидетельствует о нахождении земельных участков за пределами второго пояса источника водоснабжения г. Уфы, поскольку проектом "Санитарно - топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" подтверждено их местонахождение в границах зон, не допускающих приватизацию земельных участков вследствие особого режима использования.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности Распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24 июля 1995 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное Распоряжение, установившее принадлежность спорного земельного участка к данной территориальной зоне, было 30 июня 2017 г. опубликовано в официальном интернет - портале правовой информации Правительства Республики Башкортостан, не отменено, не изменено, в установленном порядке утратившим законную силу не признано, в том числе вступившим в действие после его принятия законодательством - СанПиН 2.1.4.1110-02, ВК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Габитовой А.М, Гайсиной А.В, Тимерьяновой З.Х.- без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Е. Фролова
Судьи: Г.Ф. Васильева
А.М. Сагетдинова
Справка: судья Е.Н. Графенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.