Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю,
судей Александровой Н.А. и Минеевой В.В.
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Лысовой В.В. на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 января 2018 г, по иску Лысовой В.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю, судебная коллегия
установила:
Лысова В.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города), Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО) о признании права собственности на садовый земельный участок N.., с кадастровым номером N... площадью 489 кв. м, расположенный в Садоводческом некоммерческом товариществе ЦЭС N 1 "Башкирэнерго" (далее - СНТ ЦЭС N 1 "Башкирэнерго"), адрес адрес.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является членом СНТ ЦЭС N 1 "Башкирэнерго" и владеет земельным участком N 47, предоставленным решением Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся г.Уфы N 107-5 от 13 ноября 1956 г. Истец обратилась с заявлением о предоставлении садового участка в собственность бесплатно, в чем УЗИО отказано в связи с отсутствием доказательств выделения земельного участка данному СНТ ЦЭС N 1 "Башкирэнерго"; СНТ образовано после вступления в законную силу Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также по тем основаниям, что испрашиваемый участок N 47 относится к землям, зарезервированным для муниципальных нужд с ограничением предоставления в собственность.
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 января 2018 г. постановлено:
в удовлетворении исковых требований Лысовой Веры Васильевны к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, отказать.
В апелляционной жалобе Лысова В.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм процессуального и материального права.
Истец Лысова В.В, представители ответчиков - Администрации города, УЗИО, представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, СНТ ЦЭС N 1 "Башкирэнерго" в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Проверив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся г.Уфы N 107-5 от 13 ноября 1956 г. Башкирэнерго для размещения плодово-ягодных садов отведен земельный участок размером 2,5 га; распоряжением Совета Министров Башкирской АССР от 4 октября 1958 г. под плодоягодный сад Башкирэнерго дополнительно отведен земельный участок, исключенный из лесного фонда.
Согласно уставу СНТ N 1 ЦЭС "Башкирэнерго", товарищество осуществляет свою деятельность с 1956 г. на основании решения Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся г.Уфы 107-5 от 13 ноября 1956 г, на земельном участке общей площадью 35775 кв. м, в количестве 67 участков, размером от 370 до 650 кв. м.
В отношении земельного участка с кадастровым номером N... площадью 35775 кв. м, выделенного садоводческому товариществу, осуществлено межевание и 4 марта 2005 г. осуществлена постановка на кадастровой учет.
Представленными членской книжкой садовода, схемой расположения садоводческого товарищества подтверждается, что испрашиваемый садовый участок N 47 располагается в границах садоводческого товарищества, им пользуется истец, являющийся с 1987 г. членом садоводческого товарищества.
Земельный участок с кадастровым номером N... сформирован, 6 июля 2016 г. поставлен на государственный кадастровый учет, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, площадь 489+/-15 кв. м, местоположение: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Адмирала Макарова, СНТ N 1 ЦЭС "Башкирэнерго", уч. 47 (л.д. 23-26).
На обращение Лысовой В.В. УЗИО отказано в передаче садового участка в собственность в связи с отсутствием доказательств выделения земельного участка данному СНТ N 1 ЦЭС "Башкирэнерго"; СНТ образовано после вступления в законную силу Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также указано, что испрашиваемый участок N 47 относится к землям, зарезервированным для муниципальных нужд с ограничением предоставления в собственность.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Лысовой В.В, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок в силу пункта 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации, поскольку расположен в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, соответственно, в силу действующего законодательства спорный земельный участок относится к категории земель ограниченных в обороте, что является основанием, препятствующим возможности приобретения спорного земельного участка в собственность истца.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует совокупности перечисленных в настоящей правовой норме условии.
На основании пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Вместе с тем статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).
Как следует из материалов дела, отказывая в предоставлении спорного земельного участка, УЗИО в письме N Л-14546 от 9 ноября 2017 г. сослалось на то, что в соответствии с приложением N 1 (Схема размещения резервируемых земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд) к решению Совета городского округа город Уфа от 28 января 2015 г. N 41/6, испрашиваемый земельный участок N 47 зарезервирован для муниципальных нужд с ограничением предоставления его в собственность.
В пункте 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15 ноября 2017 г.) обращено внимание судов, что в силу подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
В данном случае суд первой инстанции проверил правомерность отказа УЗИО с точки зрения положений пункта 6 и пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 18 и 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации и исследовал вопрос о том, предусматривается ли территория, в которую входит испрашиваемый участок, для размещения объектов местного значения.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в материалы дела представлена выкопировка из приложения N 1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд, схема размещения объекта, постановление Администрации города N 1450 от 18 октября 2017 г. об утверждении проекта планировки и проекта межевании территории общего пользования адрес с обозначением границ спорного земельного участка, частично пересекающего границы красных линий проектируемой улицы.
В соответствии с приложением N 1 к решению Совета городского округа город Уфы Республики Башкортостан N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (в ред. от 29 июня 2016 г. N 64/7, от 8 декабря 2016 г. N 4/8, от 15 ноября 2017 г. N 16/8) спорный земельный участок зарезервирован с целью размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Таким образом, представленными в материалы дела документами подтверждается, что в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 г. N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером N... зарезервирован для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, пересекает границы красных линий проектной улицы.
Генеральный план муниципального образования и постановление об утверждении проекта планировки, в составе которого разработаны кранные линии, в установленном порядке не оспорены и не признаны недействующими.
Тот факт, как о том указывается в апелляционной жалобе, что спорный участок был сформирован до утверждения постановления об утверждении проекта планировки и проекта межевании территории общего пользования, в составе которого разработаны красные линии, обозначающих улицу общего пользования, принятии решения о резервировании испрашиваемого земельного участка, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении участка в собственность с учетом положений статьи 27 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Поэтому оснований для того, чтобы не применять и не принимать во внимание данные документы, у суда первой инстанции не имелось.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок не имеется, поскольку испрашиваемый земельный участок в границах, поставленных на кадастровый учет, является ограниченным в обороте.
Доводы апелляционной жалобы Лысовой В.В. служить поводом для отмены решения суда не могут, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании приведенных выше норм материального права, полностью повторяют позицию истца в суде первой инстанции, проверялись судом и получили правильную оценку в решении.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 198, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Лысовой В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Шарипкулова А.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.