Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Фроловой Т.Е,
судей Васильевой Г.Ф,
Родионовой С.Р.
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Лицей N... " городского округа адрес Республики Башкортостан о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства, по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от 16 января 2018 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой С.Р, объяснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - Насыковой Д.Р, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Управления образования администрации ГО адрес Республики Башкортостан - Аминевой Г.М, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес обратилось в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указал, что из Устава МБОУ Лицей N... расположенного по адресу: адрес, ОГРН N... ИНН N... следует, что данный ответчик является юридическим лицом некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учрежденным администрацией городского округа адрес Республики Башкортостан МБОУ "Лицей N... " от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным уставом, и несет связанные с этой деятельностью обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. МБОУ "Лицей N... " осуществляет воспитание и обучение в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. МБОУ "Лицей N... " несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса в соответствии с возрастными психофизическими особенностями, склонностями, способностями, интересами обучающихся, требованиями охраны жизни и здоровья.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки МБОУ Лицей N.., по адресу фактического осуществления деятельности: адрес, выявлено невыполнение следующих пунктов предписаний должностного лица Управления Роспотребнадзора по адрес от дата N... и от дата N... :
1. В нарушение обязательных требований п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" в 10-ти кабинетах (из 15-ти кабинетов) для обучающихся I ступени образования не установлены школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.
2. В нарушение обязательных требований п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" не установлены умывальные раковины в кабинетах начальных классов и кабинете физики.
3. В нарушение обязательных требований п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" санитарные узлы для мальчиков и девочек (из 9 санитарных узлов в 2-х) не оборудованы кабинами с дверями.
Организация воспитательного процесса с множественными нарушениями требований санитарного законодательства в части содержания и оборудования помещений способствуют возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, нарушению осанки обучающихся, что представляет угрозу жизни и здоровью человека.
Таким образом, МБОУ Лицей N... не выполнены требования предписаний должностного лица Управления Роспотребнадзора по адрес от дата N... и от дата N.., что подтверждается актом проверки от дата N...
По выявленным нарушениям в отношении вышеуказанного юридического лица возбуждено дело по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка N... по адрес от дата N... директор МБОУ Лицей N... ВГА признана виновной в совершении административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 (одной тысячи) рублей.
Истец просил суд признать действия (бездействия) юридического лица МБОУ Лицей N.., выразившиеся в нарушении обязательных требований п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" в 10-ти кабинетах (из 15-ти кабинетов) для обучающихся I ступени образования не установлены школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости; п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" не установлены умывальные раковины в кабинетах начальных классов и кабинете физики; п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" санитарные узлы для мальчиков и девочек (из 9 санитарных узлов в 2-х) не оборудованы кабинами с дверями, незаконными.
Обязать МБОУ Лицей N... по адресу: адрес выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений обязательных требований п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" в 10-ти кабинетах для обучающихся I ступени образования установить школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости; п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" установить умывальные раковины в кабинетах начальных классов и кабинете физики; п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" санитарные узлы для мальчиков и девочек оборудовать кабинами с дверями до дата.
Решением Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес отказано.
Не согласившись с данным решением, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в апелляционной жалобе просят его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Суд первой инстанции при вынесении решения верно указал, что государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от дата N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии заявления", другими нормативными актами.
Согласно ст. 2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ст. 1, ч. 1 ст. 24 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании ст. 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации является обязательным для юридических лиц.
По смыслу пунктов 3, 5, 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ от дата N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя: определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Положениями п. 3 ч. 4 ст. 41 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
П. 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата N... утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
Согласно п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10 - На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного обучающегося.
Согласно п.4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10 - В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.
Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5 - 11 классов.
Согласно п. 5.3. СанПиН 2.4.2.2821-10 - Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.
Судом первой инстанции верно установлено, что согласно Устава МБОУ Лицей N... расположенного по адресу: адрес следует, что данный ответчик является юридическим лицом - некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учрежденным администрацией городского округа адрес Республики Башкортостан МБОУ "Лицей N... " от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным уставом, и несет связанные с этой деятельностью обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. МБОУ "Лицей N... " осуществляет воспитание и обучение в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. МБОУ "Лицей N... " несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса в соответствии с возрастными психофизическими особенностями, склонностями, способностями, интересами обучающихся, требованиями охраны жизни и здоровья.
В дата г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований санитарных норм и правил в отношении МБОУ Лицей N...
В ходе проведенной проверки МБОУ Лицей N.., выявлено невыполнение следующих пунктов предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по РБ от дата N... и от дата N... :
1. В нарушение обязательных требований п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" в 10-ти кабинетах (из 15-ти кабинетов) для обучающихся I ступени образования не установлены школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.
2. В нарушение обязательных требований п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" не установлены умывальные раковины в кабинетах начальных классов и кабинете физики.
3. В нарушение обязательных требований п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" санитарные узлы для мальчиков и девочек (из 9 санитарных узлов в 2-х) не оборудованы кабинами с дверями.
По выявленным нарушениям в отношении должностного лица возбуждено дело по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка N... по адрес от дата директор МБОУ Лицей N... ВГА признана виновной в совершении административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 (одной тысячи) рублей.
Материалами дела установлено, что в 10-ти кабинетах (из 15-ти кабинетов) для обучающихся I ступени образования не установлены школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости; не установлены умывальные раковины в кабинетах начальных классов и кабинете физики; санитарные узлы для мальчиков и девочек (из 9 санитарных узлов в 2-х) не оборудованы кабинами с дверями.
Из обстоятельств дела следует, что МБОУ Лицей N... самостоятельно устранить выявленные нарушения не может, так как финансирование осуществляется бюджетными поступлениями в виде субсидий из бюджета городского округа адрес Республики Башкортостан; полномочия учредителя осуществляет Управления образования администрации городского округа адрес Республики Башкортостан.
Суд первой инстанции верно указал, что Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не предусматривает такого способа защиты нрава, который включает в себя понуждение к исполнению предписаний Роспотребнадзора по устранению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами выявленных данным органом нарушений в сфере обеспечения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в гражданско-правовом порядке. В случае неисполнения указанных предписаний виновные лица в силу Закона могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Предъявленный иск направлен на трансформацию правоотношений, складывающихся в сфере административной юрисдикции за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства и неисполнение предписаний данного органа в сферу гражданско-правовых отношений, что действующим законодательством не предусмотрено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, а направлены на иное толкование норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 198-199, 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от 16 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е. Фролова
Судьи Г.Ф. Васильева
С.Р. Родионова
Справка: судья Давыдов Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.