Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Вахитовой Г.Д,
судей Милютина В.Н.
Портновой Л.В,
при секретаре Хасанове Р.М,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан Маллагулова Р.Р. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 10 января 2018 года,
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Стерлитамакского района Республики Башкортостан Асадулин А.Р. обратился в суд с иском в защиту интересов Мухаметьяновой СИ. к Администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в связи с поступившим обращением Мухаметьяновой СИ, в ходе которой установлено неисполнений требований закона Администрацией городского округа г.Стерлитамак, в нарушение установленных норм законодательства жилье детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей надлежащим образом не предоставляется. В частности, Мухаметьянова С.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающегося в жилом помещении, вместе с тем, до настоящего времени Мухаметьяновой С.И. не предоставлено жилое помещение.
Судом вынесено приведенное выше решение, которым постановлено, исковое заявление прокурора Стерлитамакского района Асадулина А.Р. в интересах Мухаметьяновой СИ к Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан предоставить Мухаметьяновой Светлане Ильгизовне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Не согласившись с решением суда, представитель Администрации МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан Маллагулов Р.Р. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в пределах выделенных финансовых средств.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя Администрации МР Стерлитамакский район РБ, поддержавшего жалобу, прокурора Сафина А.Р, Мухаметьянову С.И. полагавших решение законным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 8 указанного Федерального закона определено, что такой категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.Из приведенных предписаний федерального законодательства следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.14.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РБ и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Пунктом 1 ст.1 Закона РБ от 28.12.2005 г. N 260-з (в редакции от 18 сентября 2015г.) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в ст. 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии со ст. 8 закона РБ от 27.10.1998 г. N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, родители Мухаметьяновой СИ. - Мухаметьянов И.Н, Мухаметьянова Л.Б. решением Стерлитамакского районного суда РБ от 16 июля 2013г. лишены родительских прав.
В соответствии с постановлением Администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ N1131 от 25 декабря 2013г. Мухаметьянова С.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из специализированного жилищного фонда.
В соответствии с представленными Управлением Росреестра по РБ сведениями от 02 ноября 2017г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Мухаметьяновой СИ. на объекты недвижимого имущества.
Вместе с тем, Мухаметьяновой СИ, не являющейся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, до настоящего времени не предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу приведенных норм закона предоставление жилых помещений детям-сиротам является обязательством Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию Администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ, выраженную в суде первой инстанции, и не могут повлечь отмену решения в силу того, что постановленное решение не предполагает предоставление жилого помещения за пределами предоставленного органу местного самоуправления на данные цели финансирования либо в первоочередном порядке в нарушение существующей очереди.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 10 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан Маллагулова Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий Вахитова Г.Д.
Судьи: Милютин В.Н
Портнова Л.В.
Справка: судья Салихова Э.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.