Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Овчинниковой Л.Д.
судей
Пошурковой Е.В, Цыганковой В.А.
при секретаре
Клопове К.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 января 2018 г. апелляционную жалобу ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 сентября 2017 г. по гражданскому делу N2-3292/2017 по иску Юзько Дениса Сергеевича к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решения комиссии незаконным, обязании поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты,
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д, выслушав объяснения представителя ответчика ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Гордеевой В.Д, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Юзько Д.С. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения жилищной комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 26 января 2017 г. об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения истцу, обязании принять Юзько Д.С. и членов его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а начальника ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области утвердить решение Комиссии по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 сентября 2017 г. постановлено признать решение жилищной комиссии ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 26 января 2017 г. об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения незаконным.
Постановлено обязать ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принять Юзько Д.С. и членов его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в удовлетворении исковых требований отказать.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились истец Юзько Д.С, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил отложить судебное разбирательство по делу в связи с невозможностью его явки ввиду напряженной нагрузки на работе, в том числе указывая, что представитель истца Шушлин А.В. также не может явиться в судебное заседание по причине нахождения за пределами Российской Федерации.
В соответствии со ст. ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными
Между тем, причины, указанные в ходатайстве об отложении судебного разбирательства при отсутствии каких-либо доказательств в подтверждение изложенного, по мнению суду апелляционной инстанции не могут являться основанием для отложения судебного разбирательства, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Юзько Д.С. проходил службу в органах внутренних дел России с 01.09.2004. Уволен истец со службы на основании приказа начальника УМВД России по Красносельскому району Санкт-Петербурга N 62 л/с от 17.04.2017 с должности капитана полиции по п. 1 ч. 3 ст. 82 ФЗ РФ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел).
Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении 12 лет 07 месяцев 16 дней.
В связи с предстоящим увольнением истец обратился в жилищную комиссию ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из 3-х человек (жена Ю.Е.Ю, дочь - Ю.В.Д, "дата" года рождения).
23.01.2017 решением жилищной комиссии Юзько Д.С. было отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения в связи с обеспеченностью на каждого члена семьи по 19,4 кв.м.
Отказом в принятии на учет послужили те обстоятельства, что в настоящее время Юзько Д.С. зарегистрирован и проживает совместно с супругой Ю.Е.Ю, дочерью Ю.В.Д, отцом Ю.С.В., матерью Ю.М.Г. в трехкомнатной квартире общей площадью 97 кв.м по адресу: "адрес", находящейся в собственности матери Ю.М.Г. на основании договора дарения от 11.07.2012. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности истец и члены его семьи не имеют. Учитывая изложенное, комиссия произвела расчет для определения уровня обеспеченности семьи истца, как членов семьи собственника жилого помещения в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 97 кв.м / 5чел. = 19,4 кв.м на каждого члена семьи.
26.01.2017 решение комиссии УМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам (протокол от 23.01.2017 г N 157 П) было утверждено распоряжением начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. 28.04.2017 решение жилищной комиссии было доведено до Юзько Д.С. и членов его семьи.
Удовлетворяя исковые требования Юзько Д.С. о признании незаконным решения ответчика об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, суд первой инстанции со ссылкой на положения пунктов 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, пришел к выводу о том, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения Юзько Д.С. и членов его семьи не подлежит учету площадь жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве собственности матери истца - Ю.М.Г, поскольку истец, его супруга и ребенок не являются членами семьи собственника жилого помещения, в котором они проживают. При этом суд исходил из того, что между указанными лицами 20.07.2014 заключен договор безвозмездного пользования квартирой, по условиям которого, собственник квартиры Ю.М.Г. предоставляет Юзько Д.С, его супруге и дочери возможность безвозмездного временного пользования и проживания в комнате 17 кв.м, расположенной в указанном выше жилом помещении.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (пункт 16 Правил).
Как установлено судом, Юзько Д.С, претендуя на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в то же время с 07.09.2012 пользуется (зарегистрирован и проживает) жилым помещением - трехкомнатной квартирой общей площадью 97 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" принадлежащей на праве собственности его матери Ю.М.Г. Супруга Ю.Е.Ю. - Ю.Е.Ю, зарегистрирована и проживает в названном жилом помещении с 07.09.2012, его дочь - Ю.В.Д, "дата" года рождения, с 15.08.2014.
Признавая за Юзько Д.С. право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд исходил из отсутствия у него и членов его семьи права пользования жилым помещением как у членов семьи собственника жилого помещения, в котором они проживают.
Между тем суд не учел положения жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что на момент подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты Юзько Д.С. постоянно проживал в принадлежащей его матери на праве собственности квартире площадью 97 кв.м, члены его семьи (супруга и дочь) вселены в данное жилое помещение 2012, 2014 годах с согласия собственника жилого помещения. При этом Юзько Д.С. и члены его семьи до 20.07.2014 были зарегистрированы и проживали в указанной выше квартире без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, что с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ свидетельствует о том, что они вселены в принадлежащую Ю.М.Г. (матери истца) квартиру как члены семьи собственника жилого помещения и как вселенные собственником жилого помещения члены его семьи согласно части 2 статьи 31 ЖК РФ имеют право пользования данным жилым помещением наравне с собственником.
Следовательно, учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует прийти к выводу, что жилищная комиссия произвела расчет для определения уровня обеспеченности семьи истца, как членов семьи собственника жилого помещения правомерно в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходя из следующего расчета 97 кв.м / 5 чел. = 19,4 кв.м на каждого члена семьи.
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Юзько Д.С. превысила 15 квадратных метров, в связи с чем вывод суда о признании незаконным решения ответчика об отказе в постановке Юзько Д.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как нарушающий положения пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, является неправомерным.
Кроме того, по мнению судебной коллегии следует обратить внимание на следующее.
Так, частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Из материалов дела усматривается, что между собственником спорного жилого помещения Ю.М.Г. и ее сыном Юзько Д.С. 20.07.2014 заключен договор безвозмездного пользования квартирой, по условиям которого, собственник квартиры Ю.М.Г. предоставляет Юзько Д.С. и его супруге, дочери возможность безвозмездного временного пользования и проживания в указанном выше жилом помещении в комнате общей площадью 17 кв.м.
Однако ранее (с 2012 г.) такой договор между собственником жилого помещения Ю.М.Г. и ее сыном Юзько Д.С. не заключался.
Приведенные обстоятельства применительно к положениям части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ свидетельствуют о том, что Юзько Д.С, вселенный в указанную квартиру собственником жилого помещения Ю.М.Г. и проживающий в ней с членами своей семьи без заключения до 2014 года какого-либо соглашения с собственником, определяющего его право пользования жилым помещением иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, заключив в 2014 г. с собственником жилого помещения договор безвозмездного пользования квартирой, совершил намеренные действия, направленные на изменение правового основания пользования этим жилым помещением и приведшие к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и приобретению в связи с этим статуса, при котором возникает предусмотренное частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ условие для признания за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судом не учтено, что при наличии таких обстоятельств сотрудник в силу части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных выше действий.
Таким образом, признавая решение ответчика об отказе Юзько Д.С. в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, суд неправильно истолковал и применил нормы ЖК РФ, а также положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и Правил предоставления единовременной социальной выплаты к возникшим спорным отношениям, в связи с чем пришел к не основанному на законе выводу о том, что Юзько Д.С. соответствует условиям, установленным частью 2 статьи 4 названного федерального закона, как не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Учитывая вышеизложенное, решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 сентября 2017 г. подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Юзько Д.С. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 сентября 2017 г. отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Юзько Денису Сергеевичу к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решения комиссии незаконным, обязании поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.