Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Овчинниковой Л.Д.
судей
Пошурковой Е.В, Цыганковой В.А.
при секретаре
Клопове К.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 января 2018 г. апелляционную жалобу Казалиевой Камиллы Нажмутдиновны, Казалиева Рамазана Магомедрашидовича на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 2 ноября 2017 г. по гражданскому делу N 2-8146/2017 по иску Казалиевой Камиллы Нажмутдиновны, Казалиева Рамазана Магомедрашидовича к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании решения администрации незаконным,
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д, выслушав объяснения истца Казалиева Р.М, он же представитель истца Казалиевой К.Н, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истцы Казалиевы К.Н, Р.М. обратились в Приморский районный суд Санкт-Петербурга, и уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просили суд признать незаконным решение Администрации Приморского района Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении государственной социальной помощи в виде социального пособия, принятого на основании протокола заседания комиссии от 14 октября N 40, по заявлению Казалиевой К.Н. и обязать Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга предоставить государственную социальную помощь в виде социального пособия Казалиевой К.Н. и членам ее семьи, в составе супруга Казалиева Р.М, сына К.И.Р, "дата", сына К.К.Р, "дата" за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 г. в размере 80 639, 52 руб.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 2 ноября 2017 г. в удовлетворении исковых требований Казалиевым К.Н, Р.М. отказано.
В апелляционной жалобе истцы Казалиевы К.Н, Р.М. просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явилась истец Казалиева К.Н, воспользовалась своим правом на представление интересов через представителя, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало. Ответчик представитель Администрации Приморского района Санкт-Петербурга в суд апелляционной инстанции не явился, извещен о дате рассмотрения дела надлежащим образом, направил возражения по доводам апелляционной жалобы истцов, просил решение суда оставить без изменения.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
12 октября 2016 г. Казалиева К.Н, за себя и в интересах своей семьи в составе: Казалиева Р.М и несовершеннолетних К.И.Р. и К.К.Р обратилась посредством Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде пособия N 12772889.
На основании решения комиссии от 14 октября 2016 г. Казалиевой К.Н отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде социального пособия, со ссылкой на то, что право на получение государственной социальной помощи в виде социального пособия имеют только малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге; при этом, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи, или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме. Одновременно указано, совокупный доход семьи заявителя ниже величины прожиточного минимума по причинам зависящим от заявителя: не оформлена субсидия на отказ в ЖКУ.
В письме Отделом социальной защиты населения администрации Приморского района Санкт-Петербурга Казалиевой К.Н. разъяснено, что она не воспользовалась своим правом для увеличения дохода.
При рассмотрении вопроса об обоснованности поданного Казалиевыми К.Н, Р.М. иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при обращении с соответствующим заявлением истец Казалиева К.Н. не представила доказательств наличия объективных и уважительных причин отказа от реализации права на получение такого вида дохода как субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанный выше вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь выражается в предоставлении указанным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, а также разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как правомерно указано судом первой инстанции, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (статья 8 Федерального закона от 17.07.1999 N178-03).
В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона, в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.Отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга"
В соответствии со статьей 117.4 Социального кодекса, государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим место жительства или пребывания на территории Санкт-Петербурга, в виде социального пособия.
Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи, государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде социального пособия в части, не урегулированной Социальным кодексом Санкт-Петербурга, определяются Правительством Санкт-Петербурга (статья 117.6).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 N 595 "О реализации главы 33-2 "Государственная социальная помощь" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге.
Согласно пункту 1.2 Порядка, государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге.
Государственная социальная помощь предоставляется на основании заявления гражданина, которое он подает от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или месту пребывания по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в соответствии с приложением к настоящему Порядку (пункт 2.1 Порядка).
Пунктом 2.14 Порядка предусмотрено, что администрация района отказывает в предоставлении государственной социальной помощи в случае представления заявителем неполных и(или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
В силу статьи 4 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", расчет среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (расчетный период).
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512.
При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Судом первой инстанции установлено, что семья истца состоит из четырех человек: Казалиева К.Н, Казалиев Р.М (муж), двое несовершеннолетних детей "дата" и "дата" года рождения.
Среднедушевой доход семьи заявителя в расчетный период с 01.07.2016 по 30.09.2016 (за три последних месяца предшествующих обращению) составил "... " рублей в месяц на человека.
Пункт 3.1 Порядка содержит исчерпывающий перечень причин, по которым заявитель (члены его семьи), не занимающийся (не занимающиеся) трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью, имеет (имеют) среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, и которые, в целях принятия решения о предоставлении социальной помощи, признаются уважительными.
Из взаимосвязанного толкования вышеприведенных положений пунктов 1.2; 3.1 следует, что право на получение государственной социальной помощи возникает у гражданина только при одновременном наличии нескольких условий: граждан (члены его семьи) не только должен получать среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, но и подтвердить невозможность по объективным причинам, не связанным с его (их) волей и действиями, получать доход в большем размере за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Как установлено судом первой инстанции, истец Казалиева К.Н. правом на увеличение своих доходов путем оформления субсидий на компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода граждан не воспользовалась.
Довод апелляционной жалобы о невозможности оформления субсидии ввиду отказа собственника жилого помещения, в котором зарегистрированы истцы по адресу: Санкт "адрес", в предоставлении необходимых документов для оформления субсидии, не могут являться обстоятельством объективно препятствующими истцам для оформления субсидии, поскольку истцы, как лица зарегистрированные в квартире и имеющие право пользования жилым помещением, были вправе получить необходимые документы иным образом, но только требуя их предоставления от собственника жилого помещения.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом требований закона, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
В целом доводы жалобы направлены на неправильное толкование требований действующего законодательства и иную оценку установленных судом обстоятельств по делу, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
При разрешении спора судом правильно установлены значимые для разрешения спора обстоятельства, дана надлежащая оценка доказательствам, правильно применен закон, подлежащий применению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 2 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.