Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Овчинниковой Л.Д.
судей
Цыганковой В.А, Цыганковой В.А.
при секретаре
Клопове К.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 января 2017 г. апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2017 г. по гражданскому делу N 2-9866/2017 по иску Гродненского Михаила Борисовича к Центральной акцизной таможне об оспаривании дисциплинарного взыскания,
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д, выслушав объяснения истца Гродненского М.Б, представителя ответчика Центральной акцизной таможни - Гандыжалиевой М.Б, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Гродненский М.Б. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Центральной акцизной таможне об оспаривании дисциплинарного взыскания, указывая в обоснование заявленных требований на то, что приказом начальника Центральной акцизной таможни N 554 от 13 апреля 2017 г. на основании доклада от 27 марта 2017 г. N 30-16/19 о результатах проверки достоверности и полноты сведений Гродненский М. Б. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Не согласившись с привлечением к дисциплинарной ответственности, полагая его незаконным и необоснованным, Гродненский М. Б. обратился в суд с иском к Центральной акцизной таможне о признании незаконным указанного выше приказа N 554 от 13.04.2017.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2017 г. исковые требования Гродненского М.Б. удовлетворены, постановлено признать незаконным приказ N 554 от 13 апреля 2017 г. о наложении на Гродненского М.Б. дисциплинарного взыскания виде выговора.
В апелляционной жалобе ответчик представитель Центральной акцизной таможни просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в удовлетворении исковых требований отказать.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность данного решения, исходя из доводов апелляционной жалобы.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представители третьих лиц Северо-Западной транспортной прокуратуры, Северо-Западного банка ПАО "Сбербанк России" не явились, о месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом в соответствии с ч. 4 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции суд первой инстанции пришел к выводу, что мера дисциплинарного взыскания в виде выговора, примененная к истцу, является несоразмерной тяжести совершенного проступка, с учетом отсутствие вины в действиях истца, и малозначительности проступка признал незаконным приказ N 554 от 13 апреля 2017 г. о наложении на Гродненского М.Б. дисциплинарного взыскания виде выговора.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требования постановленное решение не отвечает в силу следующего.
В силу статьи 20 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 114-ФЗ), служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" на сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником таможенного органа обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ст. 7.1).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации представляет сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
В соответствии с п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 8 ФЗ N 273-ФЗ сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1 - 3.1 настоящей части, а именно граждане, замещающие должности государственной или муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положением "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", утвержденное Указом Президента РФ N от 18.05.2009 г, обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральными законами возлагается на федерального государственного служащего, замещавшего должность по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Согласно пункту 15 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559, в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае непредставления или представления ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается дисциплинарной ответственности, в соответствии со ст. 29 ФЗ N 114-ФЗ.
В соответствии со ст. 29.1 ФЗ N 114-ФЗ за несоблюдение сотрудником таможенного органа ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 29 настоящего Федерального закона: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов.
Взыскания, предусмотренные ст. ст. 29.1, 29.2 вышеназванного закона, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), и на основании рекомендации указанной комиссии.
В соответствии с п. 4 ст. 29.3 Федерального закона N 114-ФЗ, а также п. 3 ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ взыскания за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником таможенных органов/гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника таможенных органов/гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией).
В соответствии с п. 3.1 ст. 29.3 ФЗ N 114-ФЗ взыскание в виде замечания или выговора может быть применено к сотруднику таможенного органа при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии).
Как следует из материалов дела приказом начальника Центральной акцизной таможни N 554 от 13 апреля 2017 г. на основании доклада от 27 марта 2017 г. N 30-16/19 о результатах проверки достоверности и полноты сведений Гродненский М. Б. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, ввиду предоставления недостоверных сведений о доходах за 2015 г, что является нарушением обязанностей государственного служащего, установленных в целях противодействия коррупции ч. 1 ст. 8 ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ч. 1 ст. 20 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 2 и 5 Положений о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной, государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, распоряжением ЦАТ от 18.01.2016 N3-р "О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 г. должностными лицами таможни".
Основанием для применения взыскания послужили результаты проведенной в отношении Гродненского М.Б. проверки достоверности и полноты сведений, представленных федеральным государственным служащим за отчетный период 2015, и соблюдения федеральным государственным служащим требований к служебному поведению в рамках порядка, установленного Указом Президента Российской Федерации N 1065 от 21.09.2009, отраженные в докладе N 30-16/19 от 27.03.2017.
Из доклада усматривается, что проверка проведена по информации, указанной в заключении Центральной акцизной таможни от 10.02.2017 N 30-14/5 "О результатах служебной проверки по информации, указанной в представлении Северо-Западной транспортной прокуратуры от 27.12.2016 N 23/2-25/117-2016 "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции".
Проверкой установлены нарушения, допущенные истцом: не указаны сведения об открытом на его имя счете N.., вклад "Универсальный", дата открытия "дата", остаток денежных средств на 31.12.2015 составил "... " рублей; неверно указаны сведения о дате открытия счета N... ; неверно указаны сведения об остатке денежных средств на счете N... по состоянию на отчетную дату (вместо "... " рублей указано "... " рублей).
Исполняющим обязанности начальника Центральной акцизной таможни утвержден доклад по результатам проверки, в котором указано на представление материалов проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) для рассмотрения вопроса применения мер юридической ответственности к советнику государственной гражданской службы Российской "Федерации 2 класса Гродненскому М.Б, главному государственному таможенному инспектору отдела таможенного досмотра N 3 Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного).
Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов СЗАТП (с) в связи с тем, что коррупционное правонарушение, совершенное Гродненским М.Б. относится к категории малозначительных, рекомендовано применение взыскания в виде выговора.
Информация в справках о доходах должна быть отражена с учетом Методических рекомендаций по заполнению гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, и федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии с Методическими рекомендациями государственные служащие при заполнении любого раздела справки о доходах на себя и членов семьи обязаны использовать только документально подтвержденную информацию о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, содержащуюся в свидетельствах о регистрации транспортных средств, иных правоустанавливающих документах (договорах и т.д.).
Согласно п. 8.2 Методических рекомендаций - неполные сведения - не указание в справках о доходах, имуществе, обязательств, иных сведений, подлежащих внесению в справки в соответствии с утвержденной формой (например, не указание имеющихся иных доходов, недвижимого имущества, транспортных средств, акций, ценных бумаг, обязательств).
Пунктом 8.2.3 Методических рекомендаций предусмотрено, что при выработке рекомендации о применении к государственному служащему меры дисциплинарной ответственности должны быть приняты во внимание характер недостоверности и степень неполноты сведений, а также наличие вины государственного служащего.
В Методических рекомендациях по заполнению справок указано, что для получения достоверных сведений о дате открытия счета в банке (иной кредитной организации), виде такого счета следует обратиться в банк или соответствующую кредитную организацию. Указание даты выпуска (перевыпуска) пластиковой карты не допускается. Выдача клиентам банка выписок из лицевых счетов и приложений к ним осуществляется в порядке а сроки, которые предусмотрены соответствующим договором, на бумажном носителе либо в электронном виде (по каналам связи или с применением различных носителей информации) (абзац 24 пункта 2.1 части III приложения к Положению Центрального банка Российской Федерации от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"). Остаток на счете указывается по состоянию на отчетную дату.
Между тем, доказательств получением истцом достоверных сведений на бумажном носителе либо в электронном виде на отчетный период материалы дела не содержат.
Получение истцом информации об открытом счете в ПАО Сбербанк об остатке денежных средств и дате открытия счета по телефону сервисного центра обслуживания клиентов ПАО Сбербанк достоверными сведениями считаться в силу вышеизложенного не могут.
Исходя из вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что факт предоставления истцом недостоверной информации подтвержден материалами дела, допустимых доказательств, опровергающих выводы проверенной проверки, со стороны истца не представлено, при этом причины предоставления таких недостоверных сведений не имеют правового значения для признания их таковыми.
При таких обстоятельствах и учитывая, что в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации наложение на работника конкретного вида дисциплинарного взыскания является исключительной компетенцией работодателя, судебная коллегия не усматривает законных оснований для признания незаконным приказа N 554 от 13 апреля 2017 г. о наложении на Гродненского М.Б. дисциплинарного взыскания в виде выговора.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" - отменить, вынести по делу новое решение которым в удовлетворении иска Гродненскому Михаилу Борисовичу к Центральной акцизной таможне об оспаривании дисциплинарного взыскания - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.