Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Пошурковой Е.В.
Судей
Осининой Н.А, Цыганковой В.А,
При секретаре
Дыченковой М.Т,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 февраля 2018 года гражданское дело N 2-5834/17 по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербург" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2017 года по иску Хайруллина Р. К. к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербург" о перерасчете размера пенсии,
Заслушав доклад судьи Пошурковой Е.В, объяснения представителя ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" - Выборновой Е.Е,
представителя Хайруллина Р.Ш. - Калинина М.Е.
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Хайруллин Р.К. обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга", в котором просил обязать ответчика пересмотреть ему с 12.10.2013 пенсию за выслугу лет с применением районного коэффициента 1,4.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, пенсия за выслугу 39 лет (в льготном исчислении) была назначена военным комиссариатом Санкт-Петербурга с применением сохраненного районного коэффициента 1,15, установленного в Петрозаводске Республики Карелия. Полагая, что пенсию за выслугу лет ему следовало назначить с применением сохраненного районного коэффициента 1.4, установленного в Мурманской области, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2017 года постановлено: обязать ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербург" произвести Хайруллину Р. К. перерасчет размера пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента 1,4 с 12.10.2013.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В соответствии с пунктом "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно статье 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Абзацем 3 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
Аналогичное положение содержит пункт 16.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Согласно пункту 16.1 названного Постановления пенсионерам из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где районный коэффициент к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. Предельный размер районного коэффициента, который применяется для исчисления указанных пенсий, составляет 1,5.
Из буквального толкования приведенных выше нормативных положений следует, что для назначения пенсии за выслугу лет с учетом соответствующего районного коэффициента лицам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо наличие у них определенного законом стажа военной службы в указанных местностях (не менее 15 и 20 календарных лет соответственно). Применение районного коэффициента при расчете пенсии за выслугу лет является дополнительной гарантией для лиц, проходящих длительное время военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с чем положения статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не содержат ограничений относительно момента обращения гражданина за назначением пенсии, подлежащей расчету с применением районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера, и предусматривают возможность исчисления пенсии указанным лицам с учетом районного коэффициента независимо от времени обращения за ее назначением.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237 (ред. от 29.12.2016) "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" утверждены размеры районных коэффициентов к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу: для Мурманской области -1,4, для Республики Карелия - 1,15.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в период с 31.07.1990 по 12.02.2007 (16 лет 6 мес. 12 дней) Хайруллин Р.К. проходил военную службу в районах Крайнего Севера, Мурманской области п. Килп-Явр.
В период с 14.02.2007 по 11.10.2013 (6 лет 7 мес. 27 дней) Хайруллин Р.К. проходил военную службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а именно в Петрозаводске Республики Карелии.
Приказом командующего войсками Западного военного округа N 321 от 27.09.2013 Хайруллин Р.К. был уволен с действующей военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
12.10.2013 военным комиссариатом Санкт-Петербурга Хайруллину Р.К. назначена пенсия за выслугу лет с применением районного коэффициента 1,15 установленного по последнему месту службы - г. Петрозаводск Республики Карелия.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, достоверно установив, что истец Хайруллин Р.К. более 16 лет прослужил в районах Крайнего Севера, и только 6 лет и 7 месяцев в местах, приравненных к районам Крайнего Севера, пришел к обоснованному выводу о том, что назначение истцу пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента 1,15 нарушает его права, гарантированные Правительством Российской Федерации, как лицу длительное время проходившему военную службу в районах Крайнего Севера, в связи с чем обязал ответчика пересмотреть Хайруллину Р.К. пенсию за выслугу лет с применением районного коэффициента 1,4 с 12.10.2013.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что пенсия была назначена истцу по последнему месту его службы в местности, приравненной к району Крайнего Севера, в связи с чем оснований для пересмотра данного коэффициента не имеется, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, так как основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Действительно, из содержания абз. 2 п. 16.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 следует, что пенсионерам из числа военнослужащих, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсии исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Вместе с тем, из буквального толкования указанной нормы права следует, что юридически значимым обстоятельством, в данном случае, будет не то, где военнослужащий проходил военную службу в последнее время перед выходом на пенсию, а то, по какому основанию была начислена пенсия - в силу того, что военнослужащий прослужил 15 лет и более в районах Крайнего Севера или 20 лет и более в приравненных к ним местностях.
Учитывая, что пенсия истцу была назначена по тому основанию, что он прослужил 15 лет и более в районах Крайнего Севера (общий стаж истца - 16 лет 6 месяцев и 12 дней), то есть, при необходимости, он мог обратиться за назначением пенсии уже по истечении указанного срока, судебная коллегия приходит к выводу, что пенсия истца, по достижении 15-летнего стажа службы, должна исчисляться с учетом районного коэффициента Мурманской области независимо от времени обращения за назначением пенсии, в связи с чем тот факт, что истец проходил службу также в Петрозаводске - местности, приравненной к районам Крайнего севера, не имеет правового значения для определения районного коэффициента.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.