Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А,
при секретаре - Абашкиной А.Ф,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Самархановой Зои Ажайновны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома равной рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Самарханова Зоя Ажайновна через представителя Вяткину Ольгу Викторовну обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома равной рыночной стоимости.
В обоснование исковых требований административный истец ссылался на то, что является собственником жилого дома, 1976 года постройки, общей площадью 74,4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Согласно сведений ЕГРП кадастровая стоимость дома составляет 449 058 рублей 31 коп, что не соответствует его рыночной стоимости, определенной оценщиком ООО "СФ "РЭТ-Алтай" в размере 127 600 рублей.
В последующем, административное исковое заявление дополнялось и уточнялось с указанием на нарушение прав установленной кадастровой стоимостью жилого дома ввиду намерения реализовать свое право на получение социальной выплаты в соответствии с ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", произвести сделку по отчуждению жилого дома. Поскольку, в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения. Кроме того, Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N457-ФЗ с 1 января 2015 года установлены положения, предписывающие при удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, в тех случаях, когда оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, использовать для исчисления тарифа кадастровую стоимость. Также, установление кадастровой стоимости необходимо для целей налогообложения.
В ходе рассмотрения административного дела, представителем Вяткиной О.В. было заявлено ходатайство о восстановлении срока оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, т.к. в очередные результаты определения кадастровой стоимости до настоящего времени не внесены. А также ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы.
По результатам уточнения административных исковых требований, судом в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Администрация МО "Кош-Агачское сельское поселение", Министерство регионального развития Республики Алтай, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай.
В судебном заседании представитель административного истца Самархановой З.А. - Вяткина О.В. поддержала исковые требования по основаниям, приведенным в административном иске и дополнениях. Просила восстановить срок для обращения в суд и назначить по делу судебную оценочную экспертизу.
Представитель Правительства Республики Алтай Орлова Е.В, полагала ходатайство о восстановлении срока и административный иск не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном заявлении.
Истец, Самарханова З.А, будучи извещенной надлежащим образом в суд не явилась.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, заинтересованные лица: Администрация МО "Кош-Агачское сельское поселение", Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай, будучи извещенными надлежащим образом в суд своих представителей не направили.
Суд в соответствии со ст.150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть данное дело без участия вышеназванных лиц.
Выслушав объяснения представителей административного истца и ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Самарханова Зоя Айжановна является собственником жилого дома, 1976 года постройки, кадастровый N, общей площадью 74,4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 декабря 2017 года за N 04/ИСХ/17-133917 кадастровая стоимость жилого дома на 25.11.2011 года (на дату определения кадастровой стоимости) составляет 449058 рублей 31 коп.
Из отчета об оценке N02-01/0191-18 от 30.01.2018 года, подготовленного ООО "СФ РЭТ-Алтай", усматривается, что рыночная стоимость жилого дома по состоянию на 25 ноября 2011 года составляет 127 600 рублей.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Так как очередная государственная кадастровая оценка жилого дома в селе Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай в срок, установленный ст. 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ не проведена, то с учетом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд считает возможным восстановить Самархановой З.А. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной.
Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дополнена главой 32 (ст. ст. 339 - 409) "Налог на имущество физических лиц", вступившей в силу с 1 января 2015 г.
Согласно положениям статьи 402 НК РФ с 1 января 2015 г. налоговая база в отношении объектов налогообложения должна определяться исходя из их кадастровой стоимости, а если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не установилединую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, то налоговая база может определяться исходя из инвентаризационной стоимости, но лишь до 1 января 2020 г.
В соответствии со статьями 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налог на имущество физических лиц является местным налогом, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 402 Налогового кодекса.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В период рассматриваемых правоотношений действующий порядок исчисления налога на имущество физических лиц, в частности на жилые дома, установленный Налоговым кодексом, не предусматривает определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, находящегося в собственности физического лица. Кроме того, в Республике Алтай не принято соответствующего закона об уплате налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, не утвержден.
Действующим на момент рассмотрения настоящего дела Решением Совета Депутатов Муниципального образования "село Кош-Агач" Кош-Агачского района от 30 ноября 2016 года N4-1 "О введении налога на имущество физических лиц в муниципальном образовании "село Кош-Агач", установлено, что ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего Самархановой Зое Ажайновне жилого дома не затрагивает ее права как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц на территории Кош-Агачского района Республики Алтай.
Ссылки представителя административного истца Вяткиной О.В. о возможности введения в будущем другого правового регулирования налога на имущество физических лиц, не могут быть приняты во внимание, поскольку вынесение судебного решения под условием не допускается.
Не нашли своего подтверждения в суде и доводы представителя административного истца о том, что установленная кадастровая стоимость жилого дома нарушает права Самархановой З.А. как участника подпрограммы по получению социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Республике Алтай.
По представленной 23.03.2018 года Министерством регионального развития Республики Алтай информации, Самарханова Зоя Ажайновна в списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Республике Алтай не значится.
Намерение Самархановой З.А. реализовать право на получение социальной выплаты установленной Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в будущем, основанием к удовлетворению административных исковых требований служить не может, поскольку, по смыслу ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право, то есть соответствующее нарушение прав должно было быть уже совершено на момент вынесения судебного решения, а защита прав на будущее время не допускается.
Не состоятельны и ссылки представителя административного истца Вяткиной О.В. на положения части 2 статьи 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", ввиду отсутствия этому в материалах дела соответствующих доказательств.
В соответствии со статьей 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (статья 84 КАС РФ).
Стороны по административному делу об оспаривании кадастровой стоимости обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 данного Кодекса, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 КАС РФ).
Вместе с тем, Самархановой З.А. и ее представителем Вяткиной О.В. не представлено доказательств, подтверждающих, что результаты определения кадастровой стоимости жилого дома нарушают права административного истца, как налогоплательщика, а также как участника подпрограммы по получению социальной выплаты в соответствии в Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо ввиду необходимости нотариального удостоверения сделки по отчуждению или залогу жилого дома, по условиям которых оценка дома ниже его кадастровой стоимости.
Следовательно, как на момент обращения в суд, так и при рассмотрении дела в суде у Самархановой З.А. отсутствовало нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Алтай,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Самархановой Зои Ажайновны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома равной рыночной стоимости на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровую стоимость жилого дома общей площадью 74,4 кв.м. по адресу: "адрес" с кадастровым номером N оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Е.А. Кокшарова
Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.