Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б,
судей - Имансакиповой А.О, Красиковой О.Е,
при секретаре - Слабодчиковой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной Анны Брониславовны на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 21 декабря 2017 года, которым
удовлетворены исковые требования Бачимовой Н. А. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.
Возложена обязанность на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить Бачимовой Н. А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Муниципального образования "Улаганский район", площадью не менее учетной нормы.
Взысканы с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в пользу Бачимовой Н. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Сарбашева В.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бачимова Н.А. обратилась в суд с иском (с учетом учтонения) к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования "Улаганский район". Требования мотивированы тем, что истец Бачимова Н.А. является сиротой, мать ФИО1 умерла 14 апреля 2004 года, отец записан со слов матери. После смерти матери за истцом не закреплялось жилье. Истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения, с 30 декабря 2012 года. По достижении 18-летнего возраста, 03 мая 2013 года, а также по окончании обучения в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Бийский педагогический колледж" истцу не предоставлено жилье как сироте. В собственности жилых помещений не имела и не имеет.
Суд принял вышеприведенное решение, с которым не согласился представитель Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абанина А.Б, в своей апелляционной жалобе она просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных Бачимовой Н.А. требований. Апеллянт считает решение незаконным, необоснованным, нарушающим законные права и интересы иных граждан, что внеочередное обеспечение жильем Бачимовой Н.А, состоящей в списке под N, нарушит права граждан, которые включены в список ранее. В обоснование своих доводов апеллянт ссылается на положения ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1 ст. 1, ч. 7 ст. 3 Закона Республики Алтай от 26 марта 2013 года N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай", п. 6 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года N 316, считает, что предоставление специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется уполномоченным органом в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного постановления в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав Бачимову Н.А. и ее представителя Копылова Е.В, возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения в силу следующего.
Судом установлено, что Бачимова Н.А. достигла возраста 18 лет, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право указанной категории граждан на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений закреплено в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Положения данной статьи проанализированы Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, которая в апелляционном определении от 23 сентября 2015 года N 32-АПГ15-5 разъяснила, что федеральным законодателем предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; при этом Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не установлена очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено лишь определение порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в Республике Алтай регулируются Законом Республики Алтай "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай".
Из содержания ст. 1 Закона Республики Алтай "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай", следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, Правительством Республики Алтай или уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Республики Алтай в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в порядке, установленном Правительством Республики Алтай, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 7 ст. 3 данного законодательного акта, включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере опеки и попечительства решения о включении указанных лиц в список.
Во исполнение положений указанного Закона Республики Алтай Постановлением Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года N 316 утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно п. 6 Порядка, предоставление специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется уполномоченным органом в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства.
Приведенное положение означает предоставление жилых помещений только лицам, включенным в список, и не означает предоставление жилого помещения гражданам указанной категории в зависимости от очередности их включения в список.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что фактическим основанием для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории граждан является достижение ими возраста 18 лет. Ранее этого возраста жилье подлежит предоставлению в случае приобретения гражданами данной категории полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
При установленном смысле положений Порядка судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы, считает их следствием неправильного понимания действующих норм федерального и республиканского законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым также отметить, что ссылка апеллянта на ч. 1 ст. 57 ЖК РФ не может быть признана состоятельной, потому как норма ч. 1 ст. 57 ЖК РФ регулирует порядок предоставления жилья по договорам социального найма, в то время как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилые помещения предоставляются на основании договора найма специализированного жилого помещения. Данный вывод также подтверждается положениями ст.ст. 92, 91, 103 (ч. 5), 109.1 (ч. 1) ЖК РФ, в связи с чем довод апелляционной жалобы в соответствующей части признается несостоятельным, основанным на неверном понимании действующих норм ЖК РФ.
Таким образом, исходя из доводов апелляционной жалобы, с учетом действующих норм, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного решения, а также не усматривает наличия допущенных судом первой инстанции нарушений, которые могли бы повлечь безусловную его отмену.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной Анны Брониславовны - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.Б. Сарбашев
Судьи
А.О. Имансакипова
О.Е. Красикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.