Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М,
судей Мелихова А.В. и Садыковой Э.И,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани Республики Татарстан Алиуллиной Л.Ф. на решение Приволжского районного суда города Казани от 23 ноября 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Лаврентьева В.И. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани Республики Татарстан произвести Лаврентьеву В.И. перерасчет ежемесячной денежной выплаты за период с 01 января 2008 года по март 2017 года по категории "военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы".
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани Республики Татарстан в пользу Лаврентьева В.И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Алиуллиной Л.Ф. в поддержку жалобы, объяснения Лаврентьева В.И. и его представителя Динмухаметовой С.И, возражавших против удовлетворения жалобы, и объяснения представителя третьего лица Биктимеровой А.З, оставившей вопрос об удовлетворении апелляционной жалобы на усмотрение суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лаврентьев В.И. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани Республики Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) и взыскании недополученных сумм.
Впоследствии к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено государственное казенное учреждение "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)".
В обоснование своих требований истец указал, что в период с 1974 года по 1996 год он служил в Вооруженных силах Российской Федерации и был уволен в запас по выслуге лет. Во время службы им была получена военная травма, в результате чего после увольнения в запас он был признан инвалидом 3 группы бессрочно. В 1997 году в отдел социальной защиты Приволжского района города Казани им были представлены удостоверение и справка ВТЭК от 15 апреля 1997 года серии ВТЭ-284 N 042066 о признании инвалидом. В дальнейшем, по достижении пенсионного возраста Лаврентьев В.И. продолжил трудовую деятельность. В июле 2015 года он вышел на пенсию. За месяц до выхода на пенсию он предоставил в территориальный орган пенсионного фонда документы, необходимые для получения и начисления пенсии по старости. При этом в силу действующего законодательства истец обладал правом на получение ежемесячной выплаты как инвалид 3 группы получивший травму при исполнении обязанностей военной службы. С 2005 года истец получал ежемесячно указанную денежную выплату, ежегодно индексируемую. Однако начиная с 01 апреля 2008 года пенсионными органами ежемесячная денежная выплата начислялась неверно. Только в апреле 2017 года истец был переведён с категории "инвалид 3 группы" на категорию "военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы". Полагая, что недобросовестное отношение сотрудников ответчика к своим обязанностям повлекло нарушение его права на получение ЕДВ в полном объёме, истец, уточнив исковые требования, просит суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт ежемесячной денежной выплаты за период с 01 января 2008 года по март 2017 года по категории "военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы".
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и в дополнении к нему, также заявила о том, что требования истца выходят за рамки 3-х летнего срока исковой давности.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, государственного казённого учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в судебном заседании разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе ею приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, указывается на отсутствие у пенсионного органа правовых оснований для назначения истцу ЕДВ по категории "военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы", при этом в силу действующего правового регулирования выплата ЕДВ за прошедшее время осуществляется за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком лишь при наличии вины органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Истец и его представитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель третьего лица решение вопроса об удовлетворении апелляционной жалобы оставил на усмотрение суда.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 28.1. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату, инвалидам третьей группы она устанавливается в размере 1236 рублей.
В силу положений частей 4-6 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Ежемесячная денежная выплата осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
На основании пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции по стоянию на декабрь 2004 года) льготы, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Из материалов дела следует, что на основании предоставленных органом социальной защиты сведений решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани Республики Татарстан от 15 декабря 2004 года Лаврентьеву В.И. в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 350 рублей по категории 081 "Инвалиды", которая в последующем индексировалась.
В то же время, согласно имеющейся в материалах пенсионного дела справки ВТЭК от 15 апреля 1997 года серии ВТЭ-281 N 042066 истцу была бессрочно установлена инвалидность с указанием причины - "травма получена при исполнении обязанностей военной службы".
26 августа 1997 года Военным комиссариатом Республики Татарстан истцу было выдано удостоверение "Инвалида третьей группы с правом на льготы и преимущества" серии XVI N 153210 на основании установления учреждением ВТЭК 15 апреля 1997 года инвалидности третьей группы от травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы. Впоследствии, в связи с утерей первично выданного удостоверения 17 апреля 2002 года Лаврентьеву В.Н. был выдан дубликат удостоверения инвалида о праве на льготы серии XVI N 153222.
Данные обстоятельства подтверждаются ответом на запрос суда от ВриО начальника центра социального обеспечения Военного комиссариата Республики Татарстан от 25 октября 2017 года N Бр57628.
Из ответа на запрос суда из Отделения государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Приволжском районе города Казани от 22 ноября 2017 года N 2396 следует, что с 01 января 2005 года по настоящее время Лаврентьев В.И. состоит на учете, ему оказываются меры социальной поддержки по категории "инвалид-военнослужащий, сотрудник ОВД, вследствие ранения при исполнении служебных обязанностей".
Решением ответчика от 23 марта 2017 года N 245597/17 истец был переведён с категории "инвалид 3 группы" на категорию "военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы". Изменение категории "инвалид 3 группы" на категорию "военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы" было произведено с 01 апреля 2017 года на основании письменного заявления Лаврентьева В.И.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования суд первой инстанции пришел к выводам о том, что на момент назначения истцу пенсионным органом ЕДВ как инвалиду III группы он имел право на получение ЕДВ как военнослужащий, ставший инвалидом вследствие военной травмы, при этом неправильное определение основания для ЕДВ произошло не по вине истца.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у пенсионного органа правовых оснований для назначения истцу ЕДВ по категории "военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы" не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения суда в силу следующего.
Согласно пункту 6 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также пункту 7 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции по состоянию на дату назначения истцу ЕДВ) ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года N 294 (действовавшим в период возникновения спорных правоотношений и утратившим силу в связи с изданием Приказа Минтруда России N 25н, Минздрава России N 22н от 23 января 2013 года) был утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации.
В силу пункта 12 этого Порядка граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Следовательно, право на получение ЕДВ возникает с момента обращения в пенсионные органы.
При этом пунктом 3 Порядка предусмотрено, что гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным в одном федеральном законе, ежемесячная денежная выплата устанавливается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по одному из них, предусматривающему более высокий размер.
Вместе с тем, пунктами 2 и 2.1 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года N 294 установлено, что в период до 01 января 2005 года решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 года лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 года в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии.
В том случае если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 01 января 2005 года, не были представлены до указанного срока, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина с даты вступления в силу Закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 года.
Данных о том, что сведения о льготах на которые имел право истец представленных пенсионному органу не в полном объеме судом не добыто.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - Закон принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также для решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Судебная коллегия отмечает, что до принятия вышеназванного закона, истец пользовался льготами как инвалид получивший инвалидность вследствие военной травмы.
Указанный факт объективно подтверждается имеющейся в материалах дела справка об инвалидности, в которой указано, что травма была получена при исполнении обязанностей военной службы.
Кроме того, в заявлении о доставке ЕДВ, поданном в пенсионный орган, Лаврентьев В.И. прямо указал, что получает пенсию по линии Татвоенкомата.
Пункт 6 вышеуказанного порядка прямо возлагает на территориальный орган пенсионного фонда обязанность разъяснять гражданам законодательство Российской Федерации при осуществлении ежемесячной денежной выплаты.
Между тем, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено каких-либо доказательств в подтверждение своих доводов о том, что органом пенсионного фонда истцу неоднократно разъяснялось о необходимости представить удостоверение в качестве документа подтверждающего основание отнесения истца к категории лиц, имеющих право на ЕДВ в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что ЕДВ не была своевременно получена истцом в надлежащем размере по вине территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющих указанную выплату.
При таких обстоятельствах, проанализировав представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения уточненных исковых требований Лаврентьева В.И.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, изложенную ответчиком в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 23 ноября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани Республики Татарстан Алиуллиной Л.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.