Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Мочаловой Ю.Р, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиСайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Гавриловой Ирины Алексеевны на решение Приволжского районного суда города Казани от 20 декабря 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Гавриловой Ирины Алексеевны к Государственному казённому учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" о признании незаконными отказов в выдаче справок от 2 августа 2017 года N 2468, от 19 сентября 2017 года N 2657, от 22 сентября 2017 года N 2694 о размере среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для определения права на оказание бесплатной юридической помощи и устранении в полном объёме допущенных нарушений прав и свобод отказать,
УСТАНОВИЛА:
Гаврилова И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделению Республиканского центра материальной помощи в Приволжском районе города Казани о признании незаконными отказов в выдаче справок о размере среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для определения права на оказание бесплатной юридической помощи от 2 августа 2017 года N 2468, от 19 сентября 2017 года N 2657, от 22 сентября 2017 года N 2694 и возложении обязанности по устранению в полном объёме допущенного нарушения прав и свобод.
В обоснование заявленного требования указала, что 1 августа 2017 года обратилась с заявлением и приложенными документами в отделение Республиканского центра материальной помощи в Приволжском районе города Казани о выдаче справки о размере среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для определения права на оказание бесплатной юридической помощи.
2 августа 2017 года уведомлением N 2468 в выдаче справки отказано со ссылкой на то, что доход административного истца превышает величину прожиточного минимума. Административный истец считает данный отказ незаконным, так как ее доход составляет 14 989 руб. и делится на 4 человек: административного истца, ее дочь и двух несовершеннолетних детей дочери. Дочь в настоящее время не работает.
19 сентября 2017 года уведомлением N 2657 Гавриловой И.А. вновь отказано в выдаче справки о размере среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для определения права на оказание бесплатной юридической помощи. По мнению административного истца, в отказе необоснованно зять указан в составе ее семьи, между тем, он фактически с ними не проживает и не зарегистрирован в квартире административного истца, финансово никак семье не помогает. Считает данный отказ также незаконным.
Кроме того, в отказе имеется ссылка на статью 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее по тексту - Закон N 44-ФЗ), согласно которой, расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. Исходя из буквального толкования данной статьи, административный истец считает, что представлять данные документы она не должна.
20 сентября 2017 года административным истцом подано еще одно заявление N 1369, на которое 22 сентября 2017 года получен отказ со ссылкой на пункт 14 Закона N 44-ФЗ, согласно которому для признания малоимущими и оказания им государственной помощи раздельно проживающие супруги не считаются таковыми. Считает данный отказ незаконным, так как Башканов В.П. не является родственником административного истца и справку о его доходах она представлять не должна.
Согласно справке из ОП N 9 "Сафиуллина" от 17 мая 2016 года Башканов В.П. проживает с другой семьей, адрес места его жительства неизвестен, в связи с чем отсутствует справка о его доходах. Алименты на ребенка Башканов В.П. также не выплачивает. Подтверждения данному обстоятельству нет, так как на алименты заявление не подавалось.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Гаврилова И.А. повторяя доводы административного иска ставит вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает о том, что является пенсионером, а ее неработающая дочь и внучки находятся на иждивении истца. Доход ее семьи на 1 человека составляет 3747, 25 рублей, что не превышает прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан с 1 января 2018 года 9489 рублей.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 2 Закона N 44-ФЗ учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
На основании статьи 3 Закона N 44-ФЗ орган социальной защиты населения вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи, в том числе о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина; о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Статьей 5 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма дохода каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 указано, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе, социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Согласно статье 14 Закона N 44-ФЗ, при расчёте среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;
лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан от 11 июля 2016 года N 397 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче справки о размере среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина для определения права на оказание бесплатной юридической помощи.
В пункте 1.2 Административного регламента указано, что получателем государственной услуги являются граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.4 Административного регламента, решение о выдаче (об отказе в выдаче) справки принимается в течение 12 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов, указанных в пункте 2.5 настоящего Регламента.
В соответствии с пунктом 2.5 в исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, входят: 1. заявление о выдаче справки по форме согласно Приложению N 1; 2. документы о доходах каждого члена семьи за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, полученных каждым членом семьи в денежной и натуральной форме; 3. документ(ы) (рекомендуемая форма согласно Приложению N 2) от членов семьи заявителя или их законных представителей, подтверждающий(е): наличие согласия на обработку их персональных данных; полномочие заявителя действовать от их имени при передаче персональных данных в орган или организацию.
Неработающие граждане представляют копию трудовой книжки.
Законные представители получателей государственной услуги (в случаях, предусмотренных законодательством) либо лица, уполномоченные получателями государственной услуги, дополнительно представляют документы, подтверждающие их полномочия на представление интересов получателя государственной услуги.
Заявитель при обращении предъявляет документ, удостоверяющий личность.
Документы и справки получаются заявителем в соответствующих организациях, в том числе при наличии такой возможности в электронной форме.
Пунктом 2.8 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе, непредставление документа из перечня документов, указанных в пункте 2.5 настоящего Регламента.
Согласно пункту 3.1.1 предоставление государственной услуги по выдаче справки включает в себя следующие процедуры: 1) консультирование заявителя, оказание помощи заявителю, в том числе в части оформления документов, необходимых для предоставления государственной услуги; 2) принятие и регистрация заявления с приложенным пакетом документов на выдачу справки либо отказ в приеме документов; 3) получение сведений, формирование и направление межведомственных запросов в органы, участвующие в предоставлении государственной услуги; 4) подготовка и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) справки; 5) выдача заявителю результата предоставления государственной услуги.
В соответствии с пунктом 3.2 Административного регламента, результат процедур: консультация,... принятие и регистрация заявления с приложенным пакетом документов на выдачу справки либо отказ в приеме документов.
Заявитель подает заявление о выдаче справки в отделение Центра с приложением документов (копий документов) в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Регламента (пункт 3.3.1).
В силу пункта 3.3.2 Административного регламента, в случае наличия оснований для отказа в приеме документов и регистрации заявления, предусмотренных пунктом 2.8 настоящего Регламента, специалист отделения Центра уведомляет заявителя о наличии оснований для отказа в регистрации заявления и возвращает ему документы с объяснением содержания выявленных оснований для отказа в приеме документов. По устному запросу заявителя отказ оформляется в письменном виде. При получении заявления и документов по почте специалист Управления (отдела) возвращает по почте документы с письменным объяснением причины отказа в приеме документов и регистрации заявления.
В случае отсутствия оснований для отказа в приеме документов специалист отделения Центра осуществляет: прием и регистрацию заявления в журнале регистрации обращений граждан; вручение заявителю расписки с отметкой о дате приема документов, присвоенном входящем номере, при личном обращении заявителя, при направлении заявления по почте, в том числе электронной почте, направление уведомления о дате приема документов по почте, в том числе электронной почте.
В силу пункта 3.6.1 Административного регламента, в случае принятия решения об отказе в выдаче справки специалист отделения Центра сообщает заявителю об отказе в выдаче справки способом, указанным в заявлении о предоставлении государственной услуги (письмом, по телефону, смс-сообщением, электронной почтой), с указанием причины отказа.
Приложением N 5 к Административному регламенту предусмотрена форма Решения об отказе в выдаче справки о размере среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина для определения права на оказание бесплатной юридической помощи.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что 1 августа 2017 года Гаврилова И.А. обратилась в отделению Республиканского центра материальной помощи в Приволжском районе города Казани с заявлением о выдаче справки о размере среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для определения права на оказание бесплатной юридической помощи.
В качестве членов своей семьи административным истцом были указаны, дочь Сафина Е.В, "дата" года рождения, внуки Сафина М.В, "дата" года рождения, Сафина М.И, "данные изъяты" года рождения, сын Смирнов А.В, "дата" года рождения и приложены паспорт, трудовая книжка и выписка из домовой книги.
Ответом N 2468 от 2 августа 2017 года в выдаче справки отказано с указанием на о, что размер ее среднедушевого дохода составляет 14 989 рублей, что превышает величину прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан (л.д. 35).
Поскольку размер среднедушевого дохода был рассчитан некорректно в связи с неверным определением состава семьи, 19 сентября 2017 года был сформирован новый письменный отказ N 2657 в выдаче справки, мотивированный тем, что Гавриловой И.А. не были предоставлены документы о доходах каждого члена ее семьи за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, в частности, Сафиной Е.В, Башканова В.П. и Смирнова А.В. Данное обстоятельство препятствует осуществлению расчёта среднедушевого дохода семьи заявителя.
20 сентября 2017 года от Гавриловой И.А. принято новое заявление на выдачу справки, однако письменным ответом N 2694 от 22 сентября 2017 Гавриловой И.А. было указано на невозможность выдачи справки в связи с предоставлением неполного пакета документов, а именно о доходах каждого члена семьи за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, в частности, Башканова В.П. и документа, подтверждающего наличие или отсутствие алиментов, получаемых на Сафину М.И, в связи с чем невозможно произвести расчёт среднедушевого дохода семьи Гавриловой И.А.
Из материалов дела следует, что Гаврилова И.А. зарегистрирована по адресу: "адрес"
С 1 февраля 2012 года по настоящее время является получателем мер социальной поддержки по категории "пенсионер, имеющий право на ежемесячную денежную выплату".
Совместно с Гавриловой И.А. по вышеуказанному адресу зарегистрированы Сафина Е.В. Сафина М.И, Сафина М.В. Смирнов А.В. был зарегистрирован по данному адресу по 31 августа 2017 года.
В личном деле на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Гавриловой И.А. имеются копии паспорта Сафиной Е.В. и свидетельства о заключении брака, подтверждающие, что Сафина Е.В. состоит в браке с Башкановым В.П.
Также в деле имеется копия о расторжении брака между Сафиной Е.В. и отцом Мелиссы Сафиным И.М.
Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.
Основанием для отказа в иске явилось то, что административным истцом не представлены документы о доходах Башканова В.П. за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, а также документ, подтверждающий наличие или отсутствие алиментов, получаемых на Сафину М.И, необходимых для производства расчёта среднедушевого дохода семьи Гавриловой И.А.
При таких обстоятельствах судебная коллегия разделяет вывод суда первой инстанции о том, что содержащиеся в письменных ответах от 19 сентября 2017 года N 2657, от 22 сентября 2017 года N 2694 отказы, в первом случае, в выдаче справки, а во втором случае, в приеме документов на выдачу справки не противоречат вышеприведенным нормам.
Довод апелляционной жалобы о том, что Башканов В.П. не является ее родственником, в связи с чем она не должна представлять сведения об алиментах основаны на неверном толковании Закона N 44-ФЗ и Административного регламента.
Алименты, получаемые членами семьи, а также другие доходы, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 входят в перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
При этом, согласно статье 13 Закона N 44-ФЗ в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Свойство - это отношения между людьми, возникающие из брачного союза одного из родственников: отношения между супругом и родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов.
В силу пункта 1 статьи 31 Семейного кодекса Российской Федерации, каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
Исходя из правового статуса супругов, несовершеннолетних детей и их родителей, определяемого семейным законодательством, Правительство Российской Федерации установило, что при исчислении совокупного дохода семьи для получения государственной услуги не имеет правового значения факт раздельного или совместного проживания указанных граждан.
Письменный отказ, полученный Гавриловой И.А. от 2 августа 2017 года, содержащий некорректно сформулированное основание для отказа в выдаче справки, прав административного истца не нарушает, поскольку, в последующем административным ответчиком 19 сентября 2017 года был сформирован ответ с правильным основанием для отказа в выдаче справки, при этом формулировка основания для отказа в выдаче справки, изложенная в письме от 2 августа 2017 года не повлияла на результат рассмотрения заявления 1 августа 2017 года, поскольку истцом не был предоставлен полный пакет документов.
Ссылки истца на расторжение брака ее дочери Сафиной Е.В. и Башканова В.П. 25 декабря 2017 года и наличие задолженности по алиментам, установленной постановлением судебного пристава-исполнителя 27 марта 2018 года на правомерность решения не влияют, поскольку указанные факты не относятся к периоду предмета рассмотрения суда первой инстанции.
Фактически доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, аналогичны заявленным в суде первой инстанции, проверялись судом, получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 20 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гавриловой Ирины Алексеевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.