Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Фахрутдинова И.И.
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Набиева Р.И. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 января 2018 года, которым постановлено: административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Кама Агро+" удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия) площадью 22 607 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Чистопольский муниципальный район, "адрес", указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 4 227 509 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 5 сентября 2017 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Кама Агро+" обратилось с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия) площадью 22 607 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Чистопольский муниципальный район, "адрес"А (далее - земельный участок с кадастровым номером... ).
Ссылаясь на нарушение своих прав как налогоплательщика по земельному налогу, исчисляемому от кадастровой стоимости, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 4 227 509 руб.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу ст. 12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером... принадлежит на праве собственности ООО "Кама Агро+".
Кадастровая стоимость земельного участка определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г.Казани)" по состоянию на 1 января 2015 года в размере 36 943 002,98 руб. (т. 1, л.д. 171).
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельного участка, ООО "Кама Агро+"" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка поступило в комиссию 5 сентября 2017 года, и 22 сентября 2017 года комиссией принято решение об отклонении заявления (т. 1, л.д. 136-139).
В подтверждение своих доводов административный истец представил отчет об оценке от 23 июня 2017 года N 7222/ГЛ, составленный по его инициативе ООО "Ди энд Эл Оценка". Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года составила 4 227 509 руб. (т.2, л.д. 1-98).
Отчет составлен оценщиком Желновой Л.М, которая имеет соответствующее образование (т. 2, л.д. 82), и является членом саморегулируемой организации оценщиков "Российское общество оценщиков" (т. 2, л.д. 80). Ее ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована СПАО "Ингосстрах", а ответственность ООО "Ди эн Эл Оценка" - ОАО "АльфаСтрахование".
В отношении отчета экспертом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Мамочкиным А.Ю. проведена экспертиза на подтверждение стоимости, о чем составлено положительное экспертное заключение от 30 июня 2017 года... (т. 1, л.д. 117-135).
По ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений РТ была назначена судебная экспертиза для проверки соответствия отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в них рыночной стоимости объектов недвижимости и установления их действительной величины, однако деньги на расчетный счет для обеспечения оплаты экспертизы в суд не поступили.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлены доказательства недостоверности представленных административным истцом отчетов, в этой связи, правомерно взял за основу выводы, указанные в отчете об оценке рыночной стоимости земельных участков, представленные ООО "Кама Агро+". Датой применения установленной стоимости земельных участков необходимо считать 1 января 2017 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленных в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с отсутствием у Министерства земельных и имущественных отношений РТ собственных средств, они не имели возможности своевременно перечислить денежные средства для обеспечения оплаты экспертизы, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. При разрешении данного спора суд правильно применил ч.5 ст.77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Иные доводы жалобы о том, что отчеты об оценке имущества, представленные истцом, не соответствуют требованиям закона, также не являются основанием для отмены судебного акта, поскольку судом первой инстанции подробно исследованы эти доводы, которым дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 января 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Набиева Р.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.