Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Фахрутдинова И.И, Верхокамкина Е.В,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 января 2018 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Техно-торговый дом "Дулкын" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером.., общей площадью 4 511,3 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Дементьева, дом 72, в размере 115 451 864 рубля по состоянию на 1 января 2014 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 ноября 2016 года".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества с ограниченной ответственностью "Техно-торговый дом "Дулкын" - Исмаилова Ф.Ф, возражавшего ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Техно-торговый дом "Дулкын" является собственником нежилого здания с кадастровым номером... общей площадью 4 511,3 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Дементьева, дом 72, поставленного на кадастровый учет 6 декабря 2013 года.
Кадастровая стоимость данного нежилого здания определена по состоянию на 1 января 2014 года, введена в действие с 1 января 2015 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет 159 625 673 рубля 78 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, общество с ограниченной ответственностью "Техно-торговый дом "Дулкын" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость этого нежилого здания в размере 104 458 700 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Габитов Р.Б, представитель административного истца Исмаилов Ф.Ф, заявленные требования уточнили, просили установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером... в размере 115 451 864 рубля, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению судебной экспертизы.
В судебном заседании представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене. В обоснование приводятся возражения против выводов суда о достоверности заключения эксперта от 12 декабря 2017 года N 2569/07-4 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, представленного административным истцом в суд первой инстанции.
Апеллянт полагает, что отчет составлен с нарушением требований нормативных правовых актов об оценочной деятельности.
В суде апелляционной инстанции представитель общества с ограниченной ответственностью "Техно-торговый дом "Дулкын" - Исмаилов Ф.Ф. возражал удовлетворению апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество российских организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектами налогообложения.
При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества (абзац второй пункта 1 статьи 372, пункт 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1 в редакции Закона Республики Татарстан от 25 сентября 2015 года N 62-ЗРТ).
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Если заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо на них не ссылалось.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Техно-торговый дом "Дулкын" является собственником нежилого здания с кадастровым номером.., общей площадью 4 511,3 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Дементьева, дом 72, поставленного на кадастровый учет 6 декабря 2013 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером.., расположенный по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Дементьева, дом 72, включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 2611-р от 27 ноября 2014 года.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду первой инстанции представлен отчет N 7060/РН от 10 марта 2017 года об оценке рыночной стоимости нежилого здания, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл Оценка" по инициативе общества с ограниченной ответственностью "Техно-торговый дом "Дулкын", согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2014 года составила 104 458 700 рублей.
Согласно заключению N 2569/07-4 от 12 декабря 2017 года эксперта федерального бюджетного учреждения Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации отчет N 7060/РН от 10 марта 2017 года об оценке рыночной стоимости нежилого здания, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл Оценка" по инициативе общества с ограниченной ответственностью "Техно-торговый дом "Дулкын", согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2014 года составила 104 458 700 рублей, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу, что рыночная стоимость спорного нежилого здания определена в нем неправильно.
Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость спорного нежилого здания с кадастровым номером.., которая по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению, составила 136 233 199 рублей (с учетом НДС), 115 451 864 рубля (без учета НДС).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции подробно исследовал и отразил в решении содержание экспертного заключения N 2569/07-4 от 12 декабря 2017 года. На основании исследования материалов дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленное заключение соответствует законодательству об оценочной деятельности и содержит указание на рыночную стоимость объекта недвижимости.
Содержание данного заключения в ходе судебного разбирательства не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы представителя административного ответчика суд счел основанными на неправильном их толковании. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке экспертного заключения и оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств и сводятся к переоценке доказательств.
Учитывая, что суд правильно применил процессуальные нормы о доказывании, оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются апеллянтом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению апеллянтом изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 января 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.