Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Сайдашевой Э.Р, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Зарипова Рашита Рафаэлевича на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 18 января 2018 года, которым постановлено:
административный иск Зарипова Рашита Рафаэлевича к военному комиссариату г.Нижнекамск и Нижнекамского района Республики Татарстан, призывной комиссии Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решения от 24 октября 2017 года, оформленного протоколом N23/У, о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании выдать военный билет оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Зарипова Р.Р, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя военного комиссариата по г.Нижнекамск и Нижнекамскому району Республики Татарстан, военного комиссариата Республики Татарстан и призывной комиссии Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Пашкевич Н.А, высказавшейся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Зарипов Р.Р. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения призывной комиссии Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 24 октября 2017 года N23/У в части признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и возложении на административного ответчика обязанности выдать ему военный билет. Заявленные требования мотивированы следующим.
С 2007 года он состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Нижнекамск и Нижнекамского района Республики Татарстан. С 2007 года по 2012 год на период получения высшего образования, а также на время обучения в аспирантуре и защиты кандидатской диссертации с 2012 по 2016 год ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
Решением призывной комиссии Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 24 октября 2017 года N23/У на основании пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" административный истец зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Зарипов Р.Р. просил признать решение призывной комиссии Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 24 октября 2017 года N23/У, которым он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным и обязать административного ответчика выдать ему военный билет.
Суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Зарипова Р.Р. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что суд нарушил нормы материального права и неправильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, настаивает на наличии оснований для удовлетворения административного иска. Указывается, что в нарушение требований Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, административный ответчик не выполнил своей обязанности по вызову Зарипова Р.Р. повесткой в установленном порядке для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Призывная комиссия Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан представила в суд апелляционной инстанции письменные возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N53-ФЗ) решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
Из материалов дела видно, что 16 января 2007 года Зарипов Р.Р,... года рождения, принят на воинский учет отделом военного комиссариата г.Нижнекамск и Нижнекамского района Республики Татарстана.
16 января 2007 года Зарипов Р.Р. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.
С 2007 года по 30 июня 2012 год административный истец проходил обучение в Казанском государственном университете им. В.И.Ульянова-Ленина, на этот период ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
Приказом ректора некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее - НОУ ВПО) "Университет управления ТИСБИ" от 28 сентября 2012 года N457-С аспирант Зарипов Р.Р. зачислен в очную аспирантуру с 1 октября 2012 года.
В тот же день 1 октября 2012 года с Зариповым Р.Р. заключен договор N 12АО-457/С о предоставлении образовательных услуг на срок обучения в очной аспирантуре с 1 октября 2012 года по 1 октября 2015 года.
Решением призывной комиссии от 13 ноября 2012 года N 12/564 в связи с получением послевузовского образования административному истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "б" статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ сроком до 1 октября 2016 года.
24 января 2017 года административный истец достиг возраста 27 лет.
Решением призывной комиссии Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 24 октября 2017 года, оформленным протоколом N23/У, Зарипов Р.Р. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции из того, что в период после 1 октября 2016 года Зарипов Р.Р. уклонялся от призыва на военную службу, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда по данному делу правильными.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2).
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ установлено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 N53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 29 сентября 2016 года N1899-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Грязнова Андрея Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную ответственность (статья 21.5 КоАП Российской Федерации) или уголовную ответственность (часть первая статьи 328 УК Российской Федерации);
вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу; вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву;
Решение суда отвечает указанным положениям закона и правовому подходу Конституционного суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом НОУ ВПО "Университет управления "ТИСБИ" N444-С с 1 октября 2015 года административный истец отчислен из аспирантуры в связи с завершением срока обучения.
На основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры - стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
В соответствии с пунктом 44 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 27 марта 1998 года N814 аспирант за время обучения в аспирантуре обязан: полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.
По смыслу указанных правовых норм право на отсрочку от призыва на военную службу на время защиты кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования предоставляется гражданам на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года.
Административному ответчику образовательным учреждением были представлены сведения об отчислении Зарипова Р.Р. из аспирантуры с 1 октября 2015 года без представления к защите кандидатской диссертации.
18 ноября 2015 года военный комиссариат Республики Татарстан по г.Нижнекамск и Нижнекамскому району в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ и статьями 12, 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" направил в Управление МВД России по Нижнекамскому району Республики Татарстан обращение N25 о доставлении гражданина, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 21.5-21.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях составления протокола об административном правонарушении с просьбой установить местонахождение гражданина Зарипова Р.Р. и обеспечить его доставку в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) для составления протокола об административном правонарушении.
Из свидетельских показаний допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля матери административного истца Зариповой З.З. следует, что сотрудники полиции посещали ее жилое помещение по адресу: Республика Татарстан, г.Нижнекамск, "адрес"
Данный адрес как место жительства значится в учетной карте призывника Зарипова Р.Р, по указанному адресу административный истец зарегистрирован по месту жительства, этот же адрес он указал в своем административном исковом заявлении.
Свидетель Зарипова З.З. подтвердила, что по телефону поставила своего сына в известность о визите сотрудников полиции.
Из приобщенных к его личному делу рапорта сотрудника полиции старшего лейтенанта ОБППСП Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Нижнекамску и Нижнекамскому району Республики Татарстан Быкова А.А. на имя начальника УМВД России по Нижнекамскому району и г.Нижнекамску подполковника полиции Хуснутдинова Р.Ш. от 20 ноября 2015 года и полученных от матери административного истца Зариповой З.З. объяснений следует, что Зарипов Р.Р. отсутствует по месту жительства г.Нижнекамске в связи с его обучением в г.Казани.
Между тем, по состоянию на 20 ноября 2015 года Зарипов Р.Р. из аспирантуры был отчислен.
Согласно рапорту сотрудника полиции, телефонный звонок по указанному матерью административного истца номеру абонентом не был принят (л.д.38).
Соответственно, с конца ноября 2015 года административный истец знал о том, что в отношении него проводятся мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
В настоящем судебном заседании суда апелляционной инстанции Зарипов Р.Р. пояснил, что в жилом помещении по адресу: г.Нижнекамск, ул. "адрес", он бывает наездами.
К учетному делу административного истца приобщена копия адресованного ему извещения от 6 декабря 2016 года о необходимости прибытия в отдел военного комиссариата Республики Татарстан по г.Нижнекамск и Нижнекамскому району на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (л.д.41). В подтверждение направления указанного извещения административным ответчиком представлена копия журнала учета исходящих служебных документов отдела военного комиссариата Республики Татарстан по г.Нижнекамск и Нижнекамскому району (л.д.42-43).
После 1 октября 2016 года решение о предоставлении административному истцу отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу или об освобождении от исполнения воинской обязанности, призывной комиссией в отношении него не принималось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, а потому решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод административного истца об отсутствии доказательств направления ему административным ответчиком повесток о призыве на военную службу отклоняется судом апелляционной инстанции как не соответствующий обстоятельствам дела.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену обжалуемого судебного акта также повлечь не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 18 января 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Зарипова Р.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.