Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гафиятуллина Ш.Ш.
судей Сибгатуллиной Л.И, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Бузиной Н.К. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 12 октября 2017 года, которым постановлено: административный иск Шишкарева Алексея Евгеньевича, Еретнова Сергея Алексеевича к Главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, руководителю Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным бездействия исполнительного комитета и должностных лиц, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений - удовлетворить.
Признать бездействие Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, в части не принятия мер по производству ремонтных работ асфальтового покрытия на участке автодороги город Набережные Челны (от Боровецкого моста)-СНТ "Боровинка"- д.Белоус-ДНТ Сосновый Бор-д.Малая Шильна; в части не принятия мер по установке дорожных знаков, предупреждающих об опасности, указателей населенных пунктов, технических средств организации дорожного движения- искусственных неровностей, в части не принятия мер по очистке автодороги в зимнее время года от снега и наледи - незаконным.
Обязать Главу Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан устранить допущенные нарушения и принять меры по проведению ремонтных работ асфальтового покрытия на участке автодороги город Набережные Челны (от Боровецкого моста)-СНТ "Боровинка"- д.Белоус-ДНТ Сосновый Бор д.Малая Шильна в срок до 1 ноября 2017 года; принять меры по установке дорожных знаков, предупреждающих об опасности, указателей населенных пунктов, знака, обозначающего границу действия знака ограничения скорости в районе с\о "Боровинка", на пересечениях со второстепенными дорогами знаки "Примыкание к второстепенной дороге", "Уступите дорогу", на участках высокой вероятности ДТП знаков ограничения скорости, знаков запрета обгона транспортных средств, технических средств организации дорожного движения - искусственные неровности до 1 ноября 2017 года и принять меры по очистке вышеуказанной автодороги от снега и наледи во избежание образования колеи до 1 ноября 2017 года.
Определением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 20 октября 2017 года исправлена описка с указанием даты исполнения решения суда до 1 января 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Шишкарева А.Е. и Еретнова С.А. - Лобашевой Э.Р, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шишкарев А.Е, Еретнов С.А. обратились с административным иском к Главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, руководителю Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование указали, что на участке автодороги город Набережные Челны ( от Боровецкого моста) -СНТ "Боровинка"-д.Белоус-ДНТ Сосновый Бор-д.Малая Шильна разрушено асфальтовое покрытие, требующее капитального ремонта.
С января 2016 года по март 2017 года на данном участке автодороги произошло около десяти ДТП со значительным материальным ущербом для автовладельцев.
На указанной автодороге много участков с ограниченной зоной видимости из-за разрушенного асфальтового покрытия, изгибов дорожного полотна, близко растущих деревьев; отсутствуют дорожные знаки, предупреждающие об опасности, указатели населенных пунктов. Установленный знак ограничения скорости в районе с-о "Боровинка" не имеет соответствующего знака границы его действия; на пересечениях с второстепенной дорогой, "Уступите дорогу", на участках высокой вероятности ДТП отсутствуют знаки ограничения скорости, запрета обгона транспортных средств и технические средства организации дорожного движения - искусственные неровности; автодороги в зимнее время года не очищаются от снега и наледи, в результате чего образуется колейность.
Вышеуказанный участок автодороги находится на территории национального парка "Нижняя Кама". Между ФГБУ национальный парк "Нижняя Кама" и Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района 21 марта 2016 года заключено мировое соглашение об установлении сервитута в отношении дорог, ведущих в населенные пункты в границах национального парка "Нижняя Кама". Соглашение согласовано с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 данного соглашения на Исполнительный комитет возлагается обязанность по обеспечению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении дорог с твердым покрытием, ведущих в населенные пункты в границах особо охраняемой природной территории федерального назначения национальный парк "Нижняя Кама".
25 апреля 2016 года УГИБДД МВД по Республике Татарстан вынесено предписание N 33\дор-306\16 Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района о выполнении мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, расположенных на территории национального парка "Нижняя Кама" сроком исполнения до 15.06.2016. Предписание не исполнено.
Неисполнение должностными лицами требований в области дорожного движения создает угрозу нарушения прав граждан, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения. По самому аварийно опасному участку автодороги д.Белоус- д.Малая Шильна ежедневно курсирует автобус, который развозит детей в школу.
Многочисленные обращения и жалобы в адрес ответчиков либо оставлены без ответа, либо получены в виде отписок.
На основании изложенного, административные истцы просили признать незаконным бездействие Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района, Главы и руководителя Исполкома Тукаевского муниципального района, в части не проведения ремонтных работ асфальтового покрытия на участке автодороги г.Набережные Челны (от Боровецкого моста) -СНТ "Боровинка"-Белоус - ДНТ "Сосновый Бор"-д.Малая Шильна, в части отсутствия дорожных знаков на данной автодороге, в части не очищения автодороги от снега и наледи и обязать ответчиков устранить вышеуказанные недостатки.
Представитель Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района административный иск не признал.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно п. 1 ст. 37 Устава муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" Республики Татарстан Глава района является высшим должностным лицом района.
К полномочиям Главы района относятся организация работы Совета, издание в пределах своих полномочий правовых актов по вопросам организации деятельности Совета района, Глава является распорядителем средств по расходам, предусмотренным в бюджете района на содержание и обеспечение деятельности Совета, от имени района заключает договоры и соглашения с органами государственной власти и органами местного самоуправления других муниципальных образований в экономической и социально-культурных сферах т.д. ( ст.40 Устава).
Согласно ст. 43 Устава исполнительный комитет района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района. Исполнительный комитет подотчетен и подконтролен Совету района и Главе района.
К полномочиям Исполнительного комитета относятся вопросы по: составлению проекта бюджета района, и внесению его на утверждение Совета, обеспечения исполнения бюджета района, разработке планов и программ комплексного социально-экономического развития района, организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах района, осуществлению контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах района и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 45 Устава).
Руководитель исполнительного комитета района является должностным лицом местного самоуправления (п. 2 ст.46 Устава).
Руководитель исполкома района несет персональную ответственность за выполнение исполнительным комитетом района входящих в его компетенцию полномочий (ст. 49 п.1 Устава).
Руководитель исполкома распоряжается средствами района в соответствии с утвержденным бюджетом в пределах своих полномочий.
Согласно п. 2 ст. 6.1 Устава к вопросам местного значения района, решаемые органами местного самоуправления района на территории сельских поселений района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию 3.1. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (п.3.1.2).
Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией (п. 4.1.1).
Судом установлено, что 21 марта 2016 года между ФГБУ Национальный парк "Нижняя Кама" и Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан заключено соглашение об установлении сервитута, согласно которому исполкому предоставляется в целях доступа к населенным пунктам, находящимся на территории Малошильнинского сельского поселения, право ограниченного пользования автодороги, пролегающей по национальному парку Набережные Челны- базы отдыха - СНТ "Горизонт" протяженностью 12,5 км, Набережные Челны- пионерские лагеря -Ильичевский протяженностью 9,4 км, Белоус-Набережные Челны протяженностью 7,3 км, Белоус -Набережные Челны-водозабор протяженностью 3,1 км, Набережные Челны - СНТ "Бриз" протяженностью 3,9 км, автодорога на Первомайку протяженностью 2,3 км, кафе Цыганский табор - б\о "Росинка", "Опушка" протяженностью 2,9 км.
Данное соглашение согласовано с Минприроды России сроком с 01.01.2016 по 01.01.2018.
В адрес Исполкома Тукаевского муниципального района 12 ноября 2015 года Управлением ГИБДД вынесено предписание за N33\дор-653\15 в срок до 31 декабря 2015 года определить балансодержателя у автодороги Набережные Челны - Белоус, Набережные Челны - с\о "Дизелист", Набережные Челны - б\о "Дубки", Набережные Челны комплекс - пионерские лагеря и разработать проект организации дорожного движения по данным дорогам, установить дорожные знаки, согласно проекта ОДД, произвести ямочный ремонт по данным дорогам.
В адрес исполкома в 2015, 2016 годах неоднократно направлялись депутатские запросы по вопросу производства ремонта автодорог Набережные Челны - д. Белоус, Набережные Челны - Ильичевский-Белоус - Малая Шильна.
Согласно акту обследования дорожных условий от 15 апреля 2016 года, проведенного в составе: инспектора БДД ОГИБДД отдела МВД России по Тукаевскому району Вильданова Р.Р, депутата Ваганова Р.Н, ведущего специалиста отдела строительства, архитектуры Исмагиловой А.Р, автодороги: Набережные Челны - СНТ "Дизелист", Набережные Челны -база отдыха "Дубки", Набережные Челны - детские оздоровительные лагеря, Набережные Челны -п.Белоус, СНТ "Дизелист" - п.Ильичевский, Белоус - д.Малая Шильна, Набережные Челны- СНТ "Прибрежный", Набережные Челны- СНТ "Горизонт" не соответствуют требованиям нормативных документов в части обеспечения безопасности дорожного движения, содержания и благоустройства дорог и дорожных сооружений.
Отсутствуют дорожная разметка, километровые знаки, указатели направлений и иные предупреждающие знаки. На всем протяжении автодорог имеются повреждения асфальтобетонного покрытия в виде ям, выбоин, просадок, трещин, размеры которых превышают предельные нормы, не обеспечена боковая видимость, отсутствуют ограждения безопасности, дорожные знаки, отсутствуют оборудованные пешеходные переходы, остановки не очищены.
Согласно акту обследования дорожных условий от 21 ноября 2016 года недостатки, указанные в акте от 15 апреля 2016 года не устранены, на автодорогах ледяной накат, колея.
Из содержания вышеприведенных нормативных актов следует, что на ответчиков возлагается осуществление деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах местного значения.
Перечень дорог, указанных в соглашении о сервитуте от 21 марта 2016 года, относится к дорогам местного значения.
На основании соглашения о сервитуте Исполком обязан проводить ремонт асфальтового покрытия автодорог, содержать их. На основании согласования с органами ГИБДД устанавливать дорожные знаки.
Недостатки, указанные как в предписании, так и в актах от 15 апреля 2016 года и 21 ноября 2016 года по настоящее время не устранены.
Сервитут заключен 21 марта 2016 года сроком до 1 января 2018 года. Однако ни в бюджет 2017 года, ни в проект бюджета 2018 года расходы по проведению ремонтных работ, установке знаков, очистке дорог не заложены. Доказательств, подтверждающих финансирование исполнения соглашения о сервитуте суду не представлено.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие ответчиков по установке дорожных знаков, предупреждающих об опасности, указателей населенных пунктов, технических средств организации дорожного движения - искусственных неровностей, в непринятии мер по очистке автодороги в зимнее время года от снега и наледи затрагивает личные права административных истцов на безопасность дорожного движения.
С таким выводом следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2).
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации права на безопасность дорожного движения, образует Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ, Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"). Данный закон определяет основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, к ним относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (статья 24 названного федерального закона).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (статья 12 указанного федерального закона).
Пункт 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относит осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Административные истцы, как самостоятельные участники дорожного движения, имеют законное право на безопасные дороги.
Доводы апелляционной жалобы о том, что глава муниципального района не является уполномоченным органом по организации и производству ремонтных работ асфальтового покрытия, а также по установке дорожных знаков, указателей населенных пунктов, технических средств организации дорожного движения - искусственных неровностей, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку являются субъективным мнением заявителя по применению и толкованию закона. Согласно п.5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Доводы жалобы, что в бюджет Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ не заложены расходы на ремонтные работы асфальтового покрытия, в проекте бюджета на 2018 год они также не предусмотрены, не влияют на правильность принятого решения, поскольку не являются основанием для отказа в удовлетворении иска. Возложенная на Исполком обязанность по устранению эксплуатационных недостатков автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с компетенцией уполномоченного органа.
Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 12 октября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Бузиной Н.К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.