Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Матакаевой С.К,
судей - Лайпанова А.И, Сыч О.А,
при секретаре судебного заседания - Бадён И.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 января 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Черкесска в интересах Непряхиной К.В. к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Лайпанова А.И, возражения прокурора Семеновой Ж.И, истца Непряхиной К.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Черкесска обратился в суд в интересах Непряхиной К.В. с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ.
Иск мотивирован тем, что Непряхина К.В. на основании приказа Министерства образования и науки КЧР от 24.04.2014 N... включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.
С 21.06.2001 по 01.09.2009 являлась воспитанницей РГУ "Государственный Республиканский Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
25.06.2013 окончила ФГБОУ ВПО "СКГГТА" среднепрофессиональный колледж КЧР в г.Черкесске.
В настоящее время, Непряхина К.В. является студенткой 4 курса очной формы обучения, бюджетной основы инженерного института ФГАОУ ВО "СКФУ" в г.Ставрополь, по специальности "Строительство".
В Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда (по состоянию на 01.01.2017) состоит под N.., в собственности недвижимого имущества, не имеет.
Со ссылками на нормы действующего законодательства прокурор просил: обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР предоставить Непряхиной К.В. по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м в г.Черкесске, КЧР. Взыскать с ответчиков государственную пошлину в федеральный бюджет.
Определением Черкесского городского суда от 15.11.2017 в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки КЧР, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерство финансов КЧР и Правительство КЧР.
Непряхина К.В, в чьих интересах обратился прокурор, в судебное заседание не явилась.
Помощник прокурора г.Черкесска - Степаненко Д.В, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений КЧР - Узденов М.Э, в удовлетворении иска просил отказать.
Представитель Министерства образования и науки КЧР - Боташева М.Х. полагала, что требования истца не обоснованы, в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель Министерства финансов КЧР в судебное заседание не явился.
В судебное заседание не явился надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства представитель Правительства КЧР, согласно письменного заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении требований прокурора отказать.
Решением Черкесского городского суда от 11 января 2018 года исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений КЧР ставится вопрос об отмене вышеуказанного решения суда и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апеллянт считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку первоочередное предоставление жилого помещения законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в списке до Непряхиной К.В.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г.Черкесска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор в суде апелляционной инстанции просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Непряхина К.В. также возразила против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представители Министерства имущественных и земельных отношений КЧР, Министерства финансов КЧР, Министерства образования и науки КЧР, правительства КЧР, Органа опеки и попечительства мэрии МО г. Черкесска в судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке, установленном ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Выслушав прокурора и Непряхину К.В, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ст. 8 вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 01.05.2017) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации
Статьей 4 Федерального закона от "дата" N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 01.01.2013.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Аналогичные положения содержатся в Законе Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 N 34-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики".
Статья 2 Закона КЧР от 25.06.2013 N34-РЗ предусматривает, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории Карачаево-Черкесской Республики, право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом предоставляется при наличии одного из следующих условий:
1) лицо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения;
2) лицо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, в случае если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным уполномоченным органом исполнительной власти в области образования или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случае наделения их соответствующим законом Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству (далее - органы опеки и попечительства) в порядке, установленном настоящим Законом и нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются данным лицам по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: в квартирах - 28 кв.м.; в жилых домах - 40 кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 N34-РЗ учет детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом, ведется уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования, путем формирования списка (далее - Список) на основании соответствующих заявлений данных лиц либо их законных представителей.
Часть 6 ст.4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 N34-РЗ (ред. от 16.01.2015) предусматривает, что включение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в Список или исключение их из Списка, а также внесение в Список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования.
Включение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в Список осуществляется по дате рождения после регистрации заявления с документами, указанными в части 4 настоящей статьи, обязанность представления которых возлагается на законного представителя или заявителя (ч. 7 ст. 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 N34-РЗ ).
Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 26.12.2016 N281 Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда по договорам социального найма.
В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2016 N271 Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по формированию специализированного жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики, предоставлению жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений.
Таким образом, предоставление жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений входит в полномочия Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Непряхина К.В. 08.03.1993 года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Мать и ее отец Непряхиной К.В. - "ФИО"8 и "ФИО"9 умерли 04.07.2003 (л.д. 28, 42).
С 21.06.2001 по 01.09.2009 Непряхина К.В. являлась воспитанницей РГУ "Государственный Республиканский Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
25.06.2013 Непряхина К.В. окончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "СК ГГТА" среднепрофессиональный колледж КЧР, г.Черкесск.
В настоящее время Непряхина К.В. является студенткой 4 курса очной формы обучения, бюджетной основы инженерного института ФГАОУ ВО "СКФУ" в г.Ставрополь, по специальности "Строительство", что подтверждается справкой от 06.09.2017 исх. N...
Материалами дела подтверждается, что Непряхина К.В. в браке не состоит, детей не имеет, не работает, обучается на очной форме в ФГАОУ ВО "Северо-Кавказский федеральный университет" в г.Ставрополь, своего жилья в собственности нет, имеет временную регистрацию по адресу: Ставропольский край, г.Ставрополь, пр-кт Кулакова, д.2, ком.917, общежитие 6 на срок с 09.10.2014 по 30.06.2018
Принимая во внимание содержание вышеуказанных правовых норм, а также установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на Министерство имущественных отношений КЧР предоставить Непряхиной К.В. по договору специализированного найма за счет средств бюджета КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 28 квадратных метров в г.Черкесске КЧР.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что при первоочередном представлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Непряхиной К.В. будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации заявлений до Непряхиной К.В, поскольку исходя из содержания положений Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.