Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - судьи Дзыба З.И.
при секретаре судебного заседания Урусове Р.А.
с участием:
представителя административного истца Коркмазова А-Д.Т. Кулябцева Р.Ф,
представителя административного ответчика Правительства КЧР Салпагарова С.А,
представителя заинтересованного лица Мэрии МО г. Черкесска - Говоркова И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Коркмазова А-Д.Т. к административным ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, заинтересованным лицам филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР, мэрии МО г. Черкесска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Коркмазов А-Д.Т. является собственником земельного участка общей площадью 12 175 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", кадастровая стоимость которого определена в размере 12 307 220 рублей 50 копеек.
Полагая данную кадастровую стоимость завышенной, Коркмазов А-Д.Т. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование требований указал, что оспариваемая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", равная 12 307 220 рублям 50 копейкам, утвержденная Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. N 394, завышена, что приведет к необоснованному увеличению размера земельного налога, подлежащего уплате. По мнению истца, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 4 163 850 рублям, что определено отчетом оценщика ИП М.Н.Н.
Определением суда от 16 января 2018 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза.
Представитель административного истца Коркмазова А-Д.Т. Кулябцев Р.Ф.поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просил суд установить рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 17.01.2014 г. не в размере 4 163 850 рублей, а как указано в экспертном заключении судебной оценочной экспертизы N12\26 от 26. 2017 г, проведенной экспертом ОСП ООО "Независимая экспертно-оценочная организация "Эксперт", то есть в размере 5 590 517 рублей.
Представитель Правительства КЧР Салпагаров С.А, представитель заинтересованного лица Мэрии МО г. Черкесска - Говорков И.А. возражали против удовлетворения требований, указав на обоснованность установленной кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Административный истец Коркмазов А-Д.Т, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть без него, в связи чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, ФГБУ "ФКП Росреестра", надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться лицо, владеющее объектом недвижимости на праве собственности.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты" имеет площадь 12175 кв.м, входит в земли населенных пунктов - для производственных нужд. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 17.01.2014 г. установлена Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. N 394 в размере 12 307 220 рублей 50 копеек.
Как следует из представленных в материалы дела копий налоговых деклараций по земельному налогу за 2015 - 2016 г.г, платежных поручений за 2015 - 2016 г.г, истец уплачивает земельный налог, исчисляемый из кадастровой стоимости земельного участка. Так, за 2015 г. земельный налог был уплачен им в размере 8 453 рубля, а в 2016 г. - 184 608 рублей.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Поскольку Правительством КЧР для спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость, административный истец, чьи права и обязанности она затрагивает, вправе требовать ее пересмотра при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, истец представил в суд отчет ИП М.Н.Н. об определении рыночной стоимости земельного участка, равной 4 163 850 рублей. Согласно же кадастровой справке, его кадастровая стоимость по состоянию на 17.01.2014 г. установлена в размере 12 307 220 рублей 50 копеек.
. В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности в целях проверки подготовленного оценщиком отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности определением суда от 16 января 2018 года по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 17.01.2014 года.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N12\26 от 26. 2017 г, проведенной экспертом ОСП ООО "Независимая экспертно-оценочная организация "Эксперт", рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 12175 кв.м. из земель населенных пунктов - для производственных нужд по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г. составляет 5 590 517 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицами, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперты обладают достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, достаточным стажем работы экспертом в оценочной деятельности. Заключение содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества и не имеет противоречий и ошибочных сведений, влияющих на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Представители сторон доводов о необоснованности и противоречивости экспертного заключения не высказывали, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявляли.
Учитывая изложенное, объяснения участников процесса, иные представленные доказательства, суд считает возможным при определении рыночной стоимости объекта руководствоваться заключением судебной экспертизы.
С учетом изложенного, оценивая заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными доказательствами, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы.
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд
решил:
Заявление Коркмазова А-Д.Т. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 12175 кв.м. из земель населенных пунктов - для производственных нужд по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г. в размере его рыночной стоимости равной 5 590 517 (пять миллионов пятьсот девяносто тысяч пятьсот семнадцать) рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Верховного суда КЧР.
Судья Верховного суда КЧР З.И. Дзыба
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.