Судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Езаова М.Б.
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Бабаханова С.М.о
представителя МВД по КЧР - Абдулхамидова А.С.-М.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бабаханова С.М.о на постановление Малокарачаевского районного суда КЧР от 27 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Бабаханова С.М.о, "дата", уроженца Азербайджанской ССР, находящегося в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан ОФМС России по КЧР,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Малокарачаевского районного суда КЧР от 27 декабря 2016 года Бабаханов С.М.о признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в порядке принудительного выезда.
Не согласившись с указанным постановлением, Бабаханов С.М.о обратился в вышестоящий суд с жалобой о его отмене, указав, что 27.12.2016 г. по настоящее время, в соответствии с постановлением Малокарачаевского районного суда, помещен в Центр Временного содержания иностранных граждан МВД по Карачаево-Черкесской Республике по адресу: "адрес". 22.06.2017 г. он обращался с заявлением на имя Уполномоченного по правам человека. 29.12.2017 г. ему был дан ответ, что Азербайджан не признает его своим гражданином. Прсит восстановить срок обжалования постановления Малокарачаевского районного суда от 27.12.2017 г, а также пересмотреть решение Малокарачаевского районного суда в части касающейся выдворения за пределы Российской Федерации, так как его не признают гражданином Азербайджана и некуда его выдворять.
В судебном заседании Бабаханов С.М.о доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил восстановить срок обжалования решения Малокарачаевского районного суда от 27.12.2017 г, а также пересмотреть решение Малокарачаевского районного суда в части касающейся выдворения за пределы Российской Федерации, т.к. с декабря 2016 года он фактически ограничен в свободе передвижения и сколько еще будет решаться его вопрос, не известно. Кроме того, пояснил, что около 25 лет он проживает на территории РФ. У него был паспорт СССР, который он потерял. Гражданство Азербайджана он не получал и паспорт гражданина Азербайджана не имел.
Представитель МВД по КЧР Абдулхамидов А.С.-М. суду показал, что
Консульство Азербайджана отказывается принимать Бабаханова, т.к. он не является гражданином Азербайджана. В настоящее время Главным управлением по вопросам миграции МВД России направлен запрос в Четвертый департамент стран СНГ Министерства иностранных дел РФ, с просьбой оказать содействие в получении свидетельства о возвращении. Полагал, что оснований для восстановления срока для обжалования постановления Малокарачаевского районного суда и удовлетворения жалобы, не имеется.
Допрошенный в качестве специалиста ст. инспектор отдела миграционного контроля Управления по вопросам миграции КЧР - Горбатенко А.Н. суду показал, что с момента принятия судом решения о выдворении Бабаханова ими ведется переписка со всеми инстанциями, для решения вопроса о получении свидетельства о возвращении на Родину.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, прихожу к следующим выводам:
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Таким образом, иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что "дата" в "адрес" в отношении Бабаханова С.М. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.1 КоАП РФ о том, что последний, являясь гражданином Республики Азербайджан, в нарушение положений Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Федерального закона N 109-ФЗ от 18 июля 2006 года "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства", после истечения срока пребывания на территории Российской Федерации, незаконно проживал в "адрес".
Положениями ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из ответа Консульского Отдела Посольства Азербайджанской Республики следует, что Бабаханов С.М. не признается гражданином Азербайджанской Республики. В деле также отсутствуют данные, свидетельствующие о принадлежности Бабаханова С.М. к гражданству какой-либо другой страны.
Таким образом, поскольку гражданство Бабаханова С.М. до настоящего времени не установлено, отсутствует возможность для исполнения назначенного ему наказания в виде выдворения.
Непрерывное и длительное содержание Бабаханова С.М. в специальном учреждении не являлось необходимым ввиду того факта, что его выдворение в Азербайджанскую Республику было невозможным.
Однако, суд первой инстанции, принимая решение о выдворении Бабаханова С.М. за пределы Российской Федерации, не выяснил все обстоятельства, подлежащие выяснению, принял решение в отсутствие у Бабаханова С.М. документа, удостоверяющего личность, а также в отсутствие сведений, о том, к гражданству какой страны он относится.
Поскольку КоАП, не предусматривает процедуру, согласно которой содержание в специальном учреждении будет автоматически пересматриваться через определенный срок, а также КоАП не предусматривает процедуру позволяющую пересмотреть вопрос содержания в специальном учреждении, и добиться освобождения без обжалования постановления суда, ходатайство Бабаханова С.М, о восстановлении срока на подачу жалобы на постановление Малокарачаевского районного суда от 27.12.2016 года подлежит удовлетворению. При этом, необходимо учитывать преклонный возраст Бабаханова С.М, а также тот факт, что нахождение в специальном учреждении ограничивало его возможность своевременно обратиться к специалистам для составления жалобы.
При изложенных конкретных обстоятельствах дела, постановление судьи Малокарачаевского районного суда от 27.12.2016 года подлежит отмене.
Поскольку допущенные нарушения не могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение, дело в отношении Бабаханова С.М. подлежит возвращению на новое рассмотрение судье Малокарачаевского районного суда.
Руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Бабаханова Сулеймана Мирзашариф оглы удовлетворить.
Постановление Малокарачаевского районного суда КЧР от 27 декабря 2016 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Бабаханова С.М.о -отменить. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Бабаханова С.М.о вернуть на новое рассмотрение судье Малокарачаевского районного суда.
Судья Верховного Суда КЧР М.Б. Езаова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.