Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу представителя ФГУП "Крымская железная дорога" Лисового И.В. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 февраля 2018 года по делу N 12-5/2018,
установил:
постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО5 от 10 октября 2017 года N855/07-03/17 Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" (далее - ФГУП "КЖД") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 февраля 2018 года по делу N 12-5/2018 указанное постановление должностного лица от 10 октября 2017 года N855/07-03/17 оставлено без изменений, жалоба ФГУП "КЖД" - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, представителем ФГУП "Крымская железная дорога" Лисовым И.В. подана жалоба, в которой он просит отменить постановление должностного лица от 10 октября 2017 года и решение судьи от 09 февраля 2018 года, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств по делу. Так заявитель указывает на то, что предприятие привлечено за нарушения положений пунктов Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые не действовали на период проведения проверки, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.
Также заявитель обращает внимание на тот факт, что со стороны ФГУП "КЖД" приняты все возможные меры для соблюдения требований действующего законодательства.
Кроме того, апеллянт указывает на то, что в действиях ФГУП "КЖД" не установлена вина, что является основанием для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив доводы жалобы, заслушав представителя ФГУП "КЖД" Лисового И.В, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закона N 16-ФЗ) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно пункту 12 статьи 1 Закона N 16-ФЗ транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.
Объект транспортной инфраструктуры, в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ - это технологический комплекс, включающий в себя в том числе участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних полных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7.2 статьи 1 Закона N 16-ФЗ силы обеспечения транспортной безопасности - это лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 16-ФЗ в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В соответствии с частью 2 статьи 12.1 Закона N16-ФЗ силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения аттестации определен постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2015г. N172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности".
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.10.2017 года N403 признаны утратившими силу Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от 8 февраля 2011 г. N 43.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта".
Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как усматривается из материалов дела, железнодорожная станция "Симферополь" ФГУП "КЖД" является объектом транспортной инфраструктуры, ФГУП "КЖД" - субъектом транспортной инфраструктуры.
15 сентября 2017 года УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении железнодорожного вокзала на станции Симферополь ФГУП "КЖД", осуществляющего свою деятельность по адресу: "адрес", на предмет выполнения ранее выданного инспекторского предписания от 09 декабря 2016 N 000082.
Срок устранения указанных в предписании нарушений устанавливался до 09 марта 2017 года.
По ходатайству ФГУП "КЖД" срок исполнения требования инспекторского предписания продлен до 10 сентября 2017 года.
В ходе проведенной проверки 15 сентября 2017г. установлено, что ФГУП "КЖД" не выполнило требование инспекторского предписания от 09 декабря 2016 N 000082, а именно:
1. в нарушение п.5.13 Требований (действовавших на момент вынесения предписания) ФГУП "КЖД" допущены к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2. в нарушение п.5.21 Требований на ОТИ не оборудовано в соответствии с утвержденным планом обеспечения транспортной безопасности отдельное помещение или выделенный участок помещения для управления инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности - пункт управления обеспечением транспортной безопасности в стационарном варианте;
3. в нарушение п.5.22 Требований - не оснащен пост (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие;
4. в нарушение п.5.25 Требований - не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности: пп.5.25.2 - конфигурация и границы территории или части (наземной) ОТИ, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты), а также критических элементов ОТИ (на ОТИ железнодорожный вокзал на станции Симферополь зоны не ограждены КПП, не установлены согласно схемы Приложения к плану ОТБ);
5. в нарушение п.5.31 Требований - ОТИ железнодорожный вокзал на станции Симферополь не оснащен инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, законное требование инспекторского предписания от 09 декабря 2016г. N 000082 в установленный срок предприятием не исполнено.
Железнодорожный вокзал на станции Симферополь внесен в Реестр категорированных объектов с присвоением 1 категории. План обеспечения транспортной безопасности утвержден в Росжелдоре 25 марта 2016г.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 года N43 утратили свою силу, в связи с изданием Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495.
Однако, в действующих Требованиях, предусмотрены аналогичные нормы, а именно субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:
- допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортного средства) только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" (п.п.13 п.5 Требований);
- выделить и оборудовать в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного или группы объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) (п.п.25 п.5 Требований);
- оснастить пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), с которыми имеется технологическое взаимодействие (п.п.26 п.5 Требований);
- в целях обеспечения транспортной безопасности, а также с учетом мероприятий по охране наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, включенных в перечень, предусмотренный статьей 23 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) установить конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), для которой в соответствии с положениями настоящего документа устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных, а также критических элементов объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (п.п.29 п.5)
- оснастить объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство) в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" (п.п.33 п.5 Требований);
Таким образом, фактически имело место изменение уровня правового регулирования при сохранении содержания норм права, нарушение которых вменялось предприятию. Следовательно, издание новых Требований по обеспечению транспортной безопасности, не меняет указанные нормы и не ухудшает положение предприятия, а значит, правило об обратной силе закона не подлежит применению.
Аналогичный вывод сделан Верховным судом Российской Федерации (определение ВС РФ от 28 июля 2017г. N303-АД17-2465).
Содержание инспекторского предписания соответствует положениям Требований. В свою очередь субъект транспортной инфраструктуры обязан самостоятельно определить законные пути реализации Требований.
Требованиями не предусмотрено, каких-либо исключений в зависимости от организационно - правовой формы и (или) учредителя предприятия, по срокам реализации плана обеспечения транспортной безопасности.
Предприятию предписаны разумные сроки на устранение нарушений в соответствии с Требованиями.
По факту выявленных нарушений в отношении ФГУП "КЖД" по ч.10 ст.19.5 КоАП РФ 22 сентября 2017 года составлен протокол об административном правонарушении N403138.
Постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО6 от 10 октября 2017 года N855/07-03/17 Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФГУП "КЖД" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: протоколом об административном правонарушении от 22.09.2017г. N403138; инспекторским предписанием от 09 декабря 2016 N 000082; актом проверки от 15.09.2017г. N535/12; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 12.09.2017г. N626.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ФГУП "КЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым должностным лицом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Изложенные в жалобе доводы по существу направлены на оспаривание законности предписания от 09.12.2016 года N000082, вынесенного должностным лицом в отношении юридического лица - ФГУП "КЖД". Вместе с тем данные доводы являются несостоятельными, в силу следующего.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующем законодательством порядке.
Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, которое подлежит административной ответственности.
Из материалов дела следует, что предписание от 09.12.2016 г. было вынесено уполномоченным лицом - начальником отдела КТОНОТБ УГАН НОТЮ ЮФО Ространснадзора ФИО3, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения. В установленном законом порядке предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено, данное предписание содержит конкретные требования и достаточный срок их выполнения.
Предприятием совершено нарушение по невыполнению в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, а поэтому доводы, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о незаконности вынесенных в отношении юридического лица - ФГУП "КЖД" решений о привлечении последнего к административной ответственности по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы, аналогичные заявленным в поданной в Верховный Суд Республики Крым жалобе, являлись предметом проверки судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном решении.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок привлечения ФГУП "КЖД" к административной ответственности соблюдены.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Поскольку жалоба представителя ФГУП "Крымская железная дорога" Лисового И.В. не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 февраля 2018 года по делу N 12-5/2018 отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу представителя ФГУП "Крымская железная дорога" Лисового И.В. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 февраля 2018 года по делу N 12-5/2018 - оставить без удовлетворения.
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 февраля 2018 года по делу N 12-5/2018 - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Тимошенко Е.Г.
Копия верна
Судья "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.