Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием представителя ООО "СК "Прибой" Навроцкого Д.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
11 апреля 2018 года
жалобу старшего государственного инспектора Республики Крым - начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона Семанченкова А.В. на решение судьи Сакского районного суда Республики Крым от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении "данные изъяты" (далее ООО "СК "Прибой" либо Общество),
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым, начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона Семанченкова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ N ООО "СК "Прибой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 215000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе ООО "СК "Прибой" на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Сакского районного суда Республики Крым 13 февраля 2018 года постановлено решение, которым указанное постановление должностного лица отменено, производство по административному делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, старший государственный инспектор Республики Крым - начальник управления экологического надзора Западно-Крымского региона Семанченков А.В. ставит вопрос об отмене решение судьи районного суда и о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы указано на неверную оценку установленных обстоятельств и на нарушение норм материального и процессуального права, допущенных судьей районного суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя ООО "СК "Прибой" Навроцкого Д.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "СК "Прибой" юридический адрес: "адрес" место фактического осуществления деятельности: "адрес". В ходе проверки в отношении ООО "СК "Прибой" при обследовании территории земельного участка по фактическому месту осуществления деятельности Общества: "адрес", установлено, что Обществом эксплуатируются стационарные и нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух не утвержден, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено, график контроля от источников загрязнения атмосферного воздуха ООО "СК "Прибой" и нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не утверждены. На момент проведения осмотра территории, на которой осуществляет производственную деятельность ООО "СК "Прибой", осуществлялась эксплуатация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, указанных в инвентаризации источников. Эксплуатация стационарных источников N-печь и N - двигатель дизель генератора не осуществлялась. Все перечисленные факты зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ N
По факту выявленного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО "СК "Прибой" составлен протокол N об административном правонарушении по признакам ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым, начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона Семанченкова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ N ООО "СК "Прибой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 215000 руб.
Диспозицией ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Объективная сторона данного правонарушения включает в себя совокупность следующих факторов:
наличие у хозяйствующего субъекта стационарного источника (источников) выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух, являющегося источником воздействия на окружающую среду, требующего получения специального разрешения;
выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ или иное вредное воздействие на него;
отсутствие специального разрешения.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при вредных воздействиях на атмосферный воздух.
Федеральный закон от 04 мая 1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее Закон N96-ФЗ) установилправовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Ст.1 Закона N96-ФЗ определяет, что атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества; стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
В свою очередь, под вредом окружающей среде Федеральный закон от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" понимает негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст. 1).
Под загрязняющим веществом в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ " Об охране окружающей среды" понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Судом первой инстанции верно установлено, что на момент проверки при обследовании территории земельного участка по фактическому месту осуществления деятельности ООО "СК "Прибой": "адрес", установлено, что находящееся во владении Общества стационарные и нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на момент проведения проверки не эксплуатировались ( N- печь и N - двигатель дизель генератора).
Исходя из положений ст.14 и Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 N 288, п.5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
Таким образом, выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, поскольку необходимо подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
При указанных обстоятельствах судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что на момент проверки факт осуществления эксплуатации стационарных источников не подтвержден, и что в действиях ООО "СК "Прибой" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным тогда, когда лицом при осуществлении хозяйственной и иной деятельности используются источники выбросов вредных веществ, не может указывать на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, поскольку факт осуществления эксплуатации стационарных источников на момент проведения проверки не подтвержден.
Кроме того, в силу ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Полагаю выводы судьи Сакского районного суда Республики Крым основанными на законе.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены или изменения принятого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу старшего государственного инспектора Республики Крым - начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона Семанченкова А.В. оставить без удовлетворения,
решение судьи Сакского районного суда Республики Крым от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" - без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.