Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
Адаменко Е.Г,
судей
Корсаковой Ю.М,
Шестаковой Н.В,
при секретаре
Корнивецкой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Симферополе гражданское дело по иску Петровой Елены Георгиевны, Соколовой Валентины Дмитриевны к Администрации города Бахчисарая Республики Крым, третьи лица - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крым БТИ", нотариус Бахчисарайского районного нотариального округа Королева Валентина Александровна, Администрация Бахчисарайского района Республики Крым, о признании права собственности на доли домовладения, по апелляционной жалобе Петровой Елены Георгиевны и Соколовой Валентины Дмитриевны на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 28 сентября 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
2 июня 2017 г. Петрова Е.Г. и Соколова В.Д. обратились в суд с иском к Администрации города Бахчисарая Республики Крым, в котором просят:
- признать за Петровой Е.Г. право собственности на 70/100 долей жилого дома литера " "данные изъяты";
- признать за Соколовой В.Д. право собственности на 30/100 долей жилого дома литера "А" общей площадью 70,1 кв.м. кадастровый номер "данные изъяты" и гаража литера "Д" площадью 16,9 кв.м. кадастровый номер "данные изъяты", расположенных по "данные изъяты"
Исковые требования обоснованы тем, что домовладение N "данные изъяты" состоит из двух жилых домов литеры "А" и "Б" и гаража литера "Д" и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Доля Петровой Е.Г. в праве общей долевой собственности составляет 70/100 всего домовладения, а доля Соколовой В.Д. - 30/100 всего домовладения. Фактически доля Петровой Е.Г. состоит из жилого дома литера "А" и гаража литера "Д", а доля Соколовой В.Д. - из жилого дома литера "Б". Однако в правоустанавливающих документах ошибочно указано, что Петровой Е.Г. принадлежит 70/100 долей жилого дома литера "А" и гаража литера "Д", а Соколовой В.Д. - 30/100 долей жилого дома литера "Б", что не соответствует их действительным долям и нарушает право собственности на долю домовладения. Оформить право собственности на соответствующие доли во внесудебном порядке они не могут, поскольку правоустанавливающие документы на дом выдавались органом местного самоуправления, к компетенции которого в настоящее время выдача документов о праве собственности не относится.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 28 сентября 2017 г. в удовлетворении исковых требований Петровой Е.Г. и Соколовой В.Д. отказано.
В апелляционной жалобе Петрова Е.Г. и Соколова В.Д. просят данное решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении их исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.
При этом указывают, что вывод суда о том, что исковые требования не подтверждаются правоустанавливающими документами, а удовлетворение исковых требований приведет к перераспределению долей сособственников, не соответствует действительности.
В судебном заседании представитель истца Петровой Е.Г. - Урядов Н.В. поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Истцы Петрова Е.Г. и Соколова В.Д, представитель ответчика и представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия считает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав судью-докладчика, объяснения представителя истца, исследовав материалы дела и проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Петровой Е.Г. и Соколовой В.Д, суд первой инстанции исходил из того, что это будет противоречить правоустанавливающим документам и приведет к неправильному перераспределению долей в праве общей долевой собственности.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно пункту 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права собственности.
Из материалов дела усматривается, что 7 сентября 1992 г. умерла Соколова Александра Викторовна. После ее смерти осталось наследственное имущество в виде домовладения N "данные изъяты".
Данное домовладение состояло из жилого дома литера "А" жилой площадью 45,9 кв.м, расположенного на земельном участке фонда городского Совета народных депутатов, с хозяйственно-бытовыми строениями и надворными сооружениями: летней кухней литера "Б", тамбуром литера "б", сараем литера "В", уборной литера "Г", гаражом литера "Д", навесами литеры "Е", "е" и прочими сооружениями.
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию, выданному старшим государственным нотариусом Бахчисарайской государственной нотариальной конторы 9 марта 1993 г. и зарегистрированному в реестре за N 3Н-103, 2/3 доли жилого дома N 10 по ул. Серова в г. Бахчисарае с надворными постройками после смерти 7 сентября 1992 г. Соколовой А.В. перешли в собственность ее сына - Соколова Георгия Дмитриевича, а 1/3 доля - в собственность ее дочери - Соколовой Валентины Дмитриевны.
Распоряжением Бахчисарайской районной государственной администрации от 25.07.2001 г. N "данные изъяты" оформлены документы о праве частной собственности на домовладение N "данные изъяты" на имя Соколова Георгия Дмитриевича - 70/100 долей, состоящие из жилого дома литера "А" и гаража литера "Д", и на имя Соколовой Валентины Дмитриевны - 30/100 долей, состоящие из жилого дома литера "Б", навеса литера "Е", уборной литера "Г".
Из содержания данного распоряжения усматривается, что Соколов Г.Д, владеющий 1/3 долей домовладения N "данные изъяты", и Соколова В.Д, владеющая 1/3 долей этого же домовладения, в результате реконструкции существующего строения и пристройки нового выстроили жилой дом, который был сдан в эксплуатацию 12 июня 2001 г. В настоящее время сособственники установили обособленное пользование имеющимися на участке строениями и просят установить принадлежащие им доли по фактическому пользованию.
Из технического паспорта на домовладение N 10 по ул. Серова в г. Бахчисарае, выданного 26.06.2001 г, усматривается, что оно состояло из жилого дома литера "А" общей площадью 70,1 кв.м, жилого дома литера "Б" общей площадью 38,5 кв.м, гаража литера "Д", навеса литера "Е", уборной литера "Г". Таким образом, по состоянию на 25.07.2001 г. домовладение N "данные изъяты" состояло из жилого дома литера "А" общей площадью 70,10 кв.м, жилого дома литера "Б" общей площадью 38,5 кв.м, гаража литера "Д" общей площадью 16,90 кв.м, являющихся капитальными строениями, и навеса литера "Е" и уборной литера "Г", не являющихся капитальными строениями. При этом Соколову Г.Д. принадлежало 70/100 долей данного домовладения, а Соколовой В.Д. - 30/100 долей.
В то же время в соответствии со свидетельствами о праве частной собственности на домовладение, выданными 25 июля 2001 г. на основании распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации N "данные изъяты", Соколов Г.Д. является собственником 70/100 долей домовладения N "данные изъяты", состоящих из жилого дома литера "А" и гаража литера "Д", а Соколова В.Д. - собственником 30/100 долей этого же домовладения, состоящих из жилого дома литера "Б", навеса литера "Е", уборной литера "Г".
4 июля 2002 г. на имя Соколова Г.Д. был выдан государственный акт серии 1 "данные изъяты" на право частной собственности на земельный участок площадью 438 кв.м. по ул. "данные изъяты".
4 июля 2002 г. на имя Соколовой В.Д. был выдан государственный акт серии "данные изъяты" на право частной собственности на земельный участок площадью 330 кв.м. по "данные изъяты".
4 мая 2013 г. Соколов Георгий Дмитриевич умер.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону, выданному нотариусом Бахчисарайского районного нотариального округа Королевой В.А. 13 мая 2016 г. и зарегистрированному в реестре за N "данные изъяты"/100 долей домовладения N "данные изъяты", состоящие из жилого дома литера "А" с гаражом литера "Д" после смерти 4 мая 2013 г. Соколова Г.Д. перешли в собственность его дочери Петровой Е.Г.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону, выданному нотариусом Бахчисарайского районного нотариального округа Королевой В.А. 13 мая 2016 г. и зарегистрированному в реестре за N "данные изъяты", земельный участок площадью 438 кв.м. после смерти 4 мая 2013 г. Соколова Г.Д. перешел в собственность его дочери Петровой Е.Г.
Согласно кадастровым паспортам на строения, расположенные по "данные изъяты", жилой дом литера "А" общей площадью 70,1 кв.м. имеет кадастровый N "данные изъяты", жилой дом литера "Б" общей площадью 38,5 кв.м. имеет кадастровый "данные изъяты", гараж литера "Д" общей площадью 16,9 кв.м. имеет кадастровый номер "данные изъяты".
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 23.05.2016 г. за Петровой Е.Г. зарегистрировано право собственности на 70/100 долей жилого дома общей площадью 70,10 кв.м. по "данные изъяты" на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13.05.2016 г, выданного нотариусом Королевой В.А. за реестровым N "данные изъяты".
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 15.06.2016 г. за Петровой Е.Г. зарегистрировано право собственности на 70/100 долей гаража общей площадью 16,90 кв.м. по "данные изъяты" на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13.05.2016 г, выданного нотариусом Королевой В.А. за реестровым N "данные изъяты".
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 23.05.2016 г. за Петровой Е.Г. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 438 кв.м. по "данные изъяты" на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13.05.2016 г, выданного нотариусом Королевой В.А. за реестровым N "данные изъяты".
Согласно выписке из ЕГРП от 24.11.2016 г. за Соколовой В.Д. зарегистрировано право собственности на 30/100 долей жилого дома общей площадью 38,5 кв.м. по "данные изъяты" на основании свидетельства о праве частной собственности на домовладение от 25.07.2001 г.
Согласно выписке из ЕГРП от 24.10.2016 г. за Соколовой В.Д. зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью 330 кв.м. по "данные изъяты" на основании государственного акта на право частной собственности на землю серии "данные изъяты" от 04.07.2002 г.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Петрова Е.Г. является собственником 70/100 долей, а Соколова В.Д. - 30/100 долей домовладения "данные изъяты", состоящего из жилого дома литера "А" общей площадью 70,10 кв.м, жилого дома литера "Б" общей площадью 38,5 кв.м, гаража литера "Д" общей площадью 16,90 кв.м, навеса литера "Е" и уборной литера "Г".
70/100 долей указанного домовладения, принадлежащие Петровой Е.Г, фактически состоят из целого жилого дома литера "А" общей площадью 70,1 кв.м. и гаража литера "Д" общей площадью 16,90 кв.м, которые расположены на земельном участке площадью 438 кв.м, находящемся в личной частной собственности Петровой Е.Г.
30/100 долей указанного домовладения, принадлежащие Соколовой В.Д, фактически состоят из целого жилого дома литера "Б" общей площадью 38,5 кв.м, навеса литера "Е" и уборной литера "Г", которые расположены на земельном участке площадью 330 кв.м, находящемся в личной частной собственности Соколовой В.Д.
В то же время по данным государственной регистрации Петрова Е.Г. является собственником 70/100 долей жилого дома литера "А" общей площадью 70,10 кв.м. и гаража литера "Д" общей площадью 16,90 кв.м, а Соколова В.Д. - собственником 30/100 долей жилого дома литера "Б" общей площадью 38,5 кв.м. по "данные изъяты".
Следовательно, неправильность, допущенная при проведении государственной регистрации права собственности, связанная с нечеткостью правоустанавливающих документов на домовладение, выданных на имя Петровой Е.Г. и Соколовой В.Д, нарушают право собственности Петровой Е.Г. на 30/100 долей жилого дома литера "А" и гаража литера "Д", которые принадлежат ей в целом, а также право собственности Соколовой В.Д. на 70/100 долей жилого дома литера "Б" и сооружений литеры "Е" и "Г", которые принадлежат ей в целом.
При таких обстоятельствах исковые требования Петровой Е.Г. и Соколовой В.Д. подлежат удовлетворению в части признания за Петровой Е.Г. права собственности на 70/100, а за Соколовой В.Д. права собственности на 30/100 долей домовладения "данные изъяты", "данные изъяты", состоящего из следующих строений: жилого дома литера "А" общей площадью 70,1 кв.м. кадастровый N "данные изъяты", жилого дома литера "Б" общей площадью 38,5 кв.м. кадастровый N "данные изъяты", гаража литера "Д" общей площадью 16,9 кв.м. кадастровый номер "данные изъяты", навеса литера "Е", уборной литера "Г".
Оснований для признания за Петровой Е.Г. права собственности на 70/100 долей жилого дома литера "Б", а за Соколовой В.Д. права собственности на 30/100 долей жилого дома литера "А" и гаража литера "Д" не имеется, поскольку жилой дом литера "Б", являющийся частью домовладения N "данные изъяты", полностью принадлежит Соколовой В.Д. и расположен на земельном участке, находящемся в ее личной частной собственности, а жилой дом литера "А" и гараж литера "Д", являющиеся частью домовладения N "данные изъяты", полностью принадлежат Петровой Е.Г. и расположены на земельном участке, находящемся в ее личной собственности.
Суд первой инстанции на указанные обстоятельства и требования закона внимания не обратил, вследствие чего необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований истцов в полном объеме.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Петровой Е.Г. и Соколовой В.Д.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 28 сентября 2017 года отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования Петровой Елены Георгиевны и Соколовой Валентины Дмитриевны удовлетворить частично.
Признать за Петровой Еленой Георгиевной право собственности на 70/100 долей домовладения N "данные изъяты", состоящего из следующих строений: жилого дома литера "А" общей площадью 70,1 кв.м. кадастровый N "данные изъяты", жилого дома литера "Б" общей площадью 38,5 кв.м. кадастровый N "данные изъяты", гаража литера "Д" общей площадью 16,9 кв.м. кадастровый номер "данные изъяты", навеса литера "Е", уборной литера "Г".
Признать за Соколовой Валентиной Дмитриевной право собственности на 30/100 долей домовладения N "данные изъяты", состоящего из следующих строений: жилого дома литера "А" общей площадью 70,1 кв.м. кадастровый N "данные изъяты", жилого дома литера "Б" общей площадью 38,5 кв.м. кадастровый N "данные изъяты", гаража литера "Д" общей площадью 16,9 кв.м. кадастровый номер "данные изъяты", навеса литера "Е", уборной литера "Г".
В остальной части иска отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.