Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кирюхиной М.А,
судей
Корсаковой Ю.М,Адаменко Е.Г.
при секретаре
Марушко В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно - строительного кооператива N 67 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по искам Савинова Станислава Петровича, Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к Жилищно-строительному кооперативу N 67 о признании незаконными и отмене протоколов общих собраний от 08 апреля 2017 года и 27 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М. об обстоятельствах дела, пояснения истца Савинова С.П, представителя истца Инспекции по жилищному надзору Республики Крым - Малетиной Т.М, представителя ответчика - Карпушенко И.В, судебная коллегия -
УСТАНОВИЛА:
Савинов С.П. обратился с иском к Жилищно-строительному кооперативу N 67 о признании недействительными протоколов общих собраний от 08 апреля 2017 и 27 мая 2017, проведенных Жилищно-строительным кооперативом N 67.
Требования мотивированы тем, что обжалуемые протоколы оформлены с нарушением норм действующего законодательства, в частности, из них невозможно установить правильность определения кворума, кроме того, отсутствуют сведения о наличии уведомления о проведении общего собрания.
Инспекция по жилищному надзору Республики Крым в рамках гражданского дела N обратилась с иском к Жилищно - строительному кооперативу N 67 о признании протоколов общего от 08 апреля 2017 и 27 мая 2017, проведенных Жилищно-строительным кооперативом N 67 недействительными.
Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно производство гражданское дело N по иску Савинова Станислава Петровича к Жилищно - строительному кооперативу N 67 о признании незаконными протоколов общих собраний от 08 апреля 2017 года и 27 мая 2017 года с гражданским делом N по иску Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к Жилищно - строительному кооперативу N 67 о признании от 08 апреля 2017 и 27 мая 2017, проведенных Жилищно-строительным кооперативом N 67 недействительными.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 декабря года удовлетворении исковых требований Савинову Станиславу Петровичу отказано в полном объеме, иск Инспекции по жилищному надзору Республики Крым удовлетворен, признаны незаконными и отменены протоколы общих собраний Жилищно - строительного кооператива N 67 от 08 апреля 2017 и 27 мая 2017, с Жилищно-строительного кооператива N 67 в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 300,00 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Жилищно- строительный кооператив N 67 подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене, как постановленного с нарушением норм материального права.
Савинов С.П. в части отказа в удовлетворении его иска решение суда не оспаривал, соответственно, в соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, оно не подлежит проверке апелляционной инстанцией.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилисьпредставитель ответчика - Карпушенко И.В,который поддержал доводы апелляционной жалобы,истец Савинов С.П, представитель истца Инспекции по жилищному надзору Республики Крым - Малетина Т.М, которые возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия считает возможным на основании части 3 статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М. об обстоятельствах дела, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая требования Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 173 суд первой инстанции пришел к выводам, что решения на собраниях членов ЖСК -67 приняты с нарушениями, имеются нарушения в составлении протоколов общего собрания членов ЖСК от 08.04.2017г. и 27.05.2017г.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями, в том числе о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.
Основания организации и проведения внеплановой проверки установлены статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 1 данного Федерального закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении перечисленных в данной норме видов государственного контроля (надзора).
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе.
Таким образом, законом определены четко основания для проведения внеплановых проверок.
Согласно Положению об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 173 (далее - Положение) Инспекция по жилищному надзору Республики Крым (далее - Инспекция) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Республики Крым.
Пунктом 3.6. Положения предусмотрено, что к полномочиям Инспекции относится проведение проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Согласно п. 4.8 Положения Инспекция имеет право обращаться в установленном законом порядке в судебные и правоохранительные органы в целях защиты своих прав, а также пресечения нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, обеспечения сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
18 сентября 2017 года Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым издан приказ N о проведении внеплановой проверки ЖСК -67, целью данной проверки указано рассмотрение обращение Савинова С.П. от 07 сентября 2017 года, предметом - соблюдение обязательных требований жилищного законодательства при проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, голосовании на общих собраниях членов ЖСК - 67.
В порядке ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией были приняты заявления Савинова С.П, направленные им в Инспекцию по жилищному надзору Республики Крым 07 сентября 2017 года и 14 сентября 2017 года и послужившие основанием для проведения внеплановой проверки.
Согласно выводам Инспекции по жилищному надзору Республики Крым изложенным в акте о внеплановой проверке N от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЖСК N 67 проведенные собрания по многоквартирному дому оформленные протоколом N 1 от 08.04.2017 отчетного годового собрания членов ЖСК N 67, протоколом N 1-а от 27.05.2017 общего собрания членов ЖСК N 67- собственников многоквартирного дома проведены с неустранимыми нарушениями требований жилищного законодательства.
Как усматривается из протокола общего собрания членов ЖСК N 67 собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" от 08.04.2017 было проведено общее собрание членов ЖСК N 67 по очной форме.
Из протокола следует, что на собрании присутствовали 54 человека, приглашенных не было. Как следует из протокола - общее количество собственников - членов ЖСК N 67, имеющих право на участие в собрании 96 квартир, численностью 186 человек, площадью голосов 5317,6 кв. м,общее количество собственников - членов ЖСК N 67, принявших участие в собрании - 50 квартир, численностью 54 человека, площадью 3087,0 кв. м, что составляет 58,1 %,кворум имеется.
Из списков членов ЖСК-67, присутствующих на собрании 08.04.2017 года, следует, что на собрании присутствовали 54 члена ЖСК.
Указанным решением от 08.04.2017 года решено внести в документооборот подпись бухгалтера ЖСК N67, убрать из штатного расписания должности паспортиста и юриста; пересмотреть трудовые договора внесением гибкого графика отпусков - 2 раза в год по 14 календарных дней без замены, отменить компенсацию за неиспользованный отпуск; по итогам года доходы от аренды помещений перевести на бухгалтерский резервный счет для дальнейшего его использования по необходимости на текущий ремонт по решению правления, после расходования средств с "текущего ремонта"; пересмотреть и утвердить должностную инструкцию Председателя кооператива, обязать Председателя правления привести документацию ЖСК N в соответствие, проверить, чтобы в каждой квартире был один член кооператива; решить вопрос с должниками, обязать правление ЖСК N разработать систему штрафных санкций для должников до передачи дел в суд; утвердить заработную плату Председателю правления в размере "данные изъяты" тысяч рублей, остальным штатным единицам оставить в том же размере; удержать с заработной платы Председателя правления "данные изъяты" тысяч рублей за неправомерное перечисление денежных средств адвокату; исключить ФИО9 из членов правления ЖСК N; членами правления избраны ФИО10, ФИО11 ФИО12; доизбрать уполномоченных от второго подъезда ФИО13, ФИО14; аннулировать смету в 16 рублей, обязать бухгалтера ФИО15 подготовить новую смету с учетом выводов Ревизионной комиссии, а именно: непредвиденные расходы, материалы, компенсация отпускных, налоги на компенсацию, проезд в транспорте и пополнение мобильного телефона - убрать, остатки денежных средств на этих статьях перенести на статью "текущий ремонт", разработать новую смету с учетом изменения штатного расписания, отмены ненужных статей затрат.
Таким образом, на собрании членов кооператива 08.04.2017 г. были приняты решения относительно административно-хозяйственной деятельности ЖСК, организационные вопросы ЖСК.
Из протокола общего собрания ЖСК N 67 от 27.05.2017 следует, что общее количество собственников - членов ЖСК N 67, имеющих право на участие в собрании 96 квартир, площадью голосов 5317,6 кв. м, общее количество собственников - членов ЖСК N 67, принявших участие в собрании - 53 квартиры, площадью голосов 3141,9 кв. м, что составляет 59,1 %, кворум имеется.
Из списков членов ЖСК-67, присутствующих на собрании 27.05.2017 года, следует, что на собрании присутствовали 53 члена ЖСК.
Указанным решением от 27.05.2017 года решили принять отчет Председателя правления ЖСК N 67 к сведению, освободить ФИО16 от обязанностей Председателя правления ЖСК N и вывести его из членов правления; вместо выбывших членов правления, по результатам голосования избраны ФИО17, ФИО18; Председателем правления ЖСК N избран ФИО34 избрать уполномоченными ЖСК N от первого подъезда - ФИО35, ФИО21, ФИО9, ФИО22, от второго подъезда - ФИО23, ФИО24, ФИО25, Дубовик, от третьего подъезда - Зубченко Е ФИО36 Т, от четвертого подъезда - ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32
Таким образом, на собрании членов кооператива 27.05.2017 г. были приняты исключительно административные (организационные) решения относительно членства в кооперативе.
По смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.4 ГК РФ, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
В соответствии со ст. 185.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
В соответствии с ч. 9 ст. 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.
Статьей 116 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.
Согласно ст. 117 ЖК РФ общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
Решение общего собрания членов жилищного кооператива оформляется протоколом.
В соответствии с частью 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:
1) дата, время и место проведения собрания;
2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
В соответствии с ч. 2 ст. 117 ЖК РФ решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива.
К исключениям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации и уставом ЖСК-67, по которым необходимо голосование более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, поставленные на собраниях вопросы не относятся.
В связи с чем, принятие решений, поставленных на голосовании 08.04.2017 г. и 27.05.2017 г, является легитимным, если на этих собраниях присутствовали более пятидесяти процентов членов кооператива ЖСК - 67 и за их принятие проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
В порядке ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией принят список членов ЖСК -67, из которого следует, что в ЖСК- 67 - 96 членов. Доказательств обратному суду не представлено.
Согласно протоколу собрания от 08.04.2017 г, из числящихся 96 членов ЖСК участие в голосовании приняли 50 членов, что составляет более 50% числящихся членов Кооператива.
Согласно протоколу собрания от 27.05.2017 г, из числящихся 96 членов ЖСК участие в голосовании приняли 53 члена, что составляет более 50% числящихся членов Кооператива.
Таким образом, на собраниях членов кооператива 08.04.2017 г. и 27.05.2017г. имелся кворум.
Истцами не заявлялось о том, что за принятие решений на указанных выше собраниях проголосовало менее половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
Иных оснований для признания собраний членов кооператива 08.04.2017 г. и 27.05.2017г. ничтожными также не установлено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что общие собрания членов ЖСК-67, проведенное в форме очного голосования, оформленные протоколом от 08.04.2017 г. и 27.05.2017г, проведены с соблюдением норм действующего законодательства и устава ЖСК, при наличии кворума, и в силу положений ст. 117 ЖК РФ принятые на нем решения не могут быть признаны недействительными.
Имеющиеся незначительные расхождения в написанной от руки версии протокола и напечатанной не влияют на правомочность собрания от 08.04.2017 г, не меняют его существо.
В целом протоколы от 08.04.2017 г. и 27.05.2017г. соответствуют предъявляемым к ним требованиям, указанным в части 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не имеют грубых существенных нарушений.
Отклоняя довод иска о нарушении при составлении протокола правил, выразившемся в указании при подсчете кворума голосов исходя из площади, судебная коллегия исходит из того, что данное указание само по себе не влияет установление наличия кворума для проведения собрания, поскольку возможно установить количество членов ЖСК принявших участие в голосовании произвести подсчет голосов (кворума) для проведения собрания и для принятия решений по правилам ст. 117 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом указанные собрания не могли являться одновременно общим собранием членов ЖСК и собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку законом такой формы собраний не предусмотрено, и действующим законодательством предусмотрены разные компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и общего собрания членов ЖСК, порядок проведения таких собраний и подсчета голосов.
При таком положении спорные собрания не могут расцениваться как общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Следует отметить, что принятые на оспариваемых собрания решения не затрагивают права собственником многоквартирного дома и иных лиц, кроме членов ЖСК, на них решались исключительно организационные вопросы ЖСК, при этом, данные вопросы не подлежат государственному жилищному надзору.
Инспекции по жилищному надзору Республики ФИО3 не указала какие негативные последствия наступили для членов ЖСК, собственников квартир в многоквартирном доме, не являющимися членами ЖСК, иных лиц в результате принятых решений, какие существенные нарушения норм законодательства были нарушены при подготовке и принятии решений 08.04.2017 г. и 27.05.2017 г, которые, в частности, повлекли нарушение прав и интересов участника собрания.
Следует отметить, что выявленные Инспекцией нарушения в ходе внеплановой проверки отличны от нарушений, которые в силу части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации являются основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При таких обстоятельствах, решение суда в части удовлетворения требований Инспекции по жилищному надзору Республики Крым не может быть признано законными обоснованным, оно подлежит отмене в этой части с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части удовлетворения исковых требований Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, в этой части вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований Инспекции по жилищному надзору Республики Крым отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.