Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.
судей Матвиенко Н.О. и Гоцкалюка В.Д.
при секретаре Марушко В.В.
по докладу судьи Шестаковой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костина Юрия Алексеевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым о включении периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении пенсии
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 марта 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Уточнив исковые требования, Костин Юрий Алексеевич обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым о включении в специальный стаж период работы водителем пассажирского троллейбусного парка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 закона "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ истцу необоснованно отказано в досрочном назначении страховой пенсии со ссылкой на непредставление документов об исполнении служебных обязанностей водителя пассажирского троллейбуса регулярных городских пассажирских маршрутов.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично.
Постановлено: Включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы Костина Ю.А. водителем пассажирского троллейбуса ГУП РК "Крымтроллейбус" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
2
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым назначить Костину Ю.А. досрочную страховую пенсию по старости с 19 июня 2016 года.
В остальной части иска отказано.
Разрешен вопрос о взыскании судебных расходов.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым ставит вопрос об отмене решения в части удовлетворения иска, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции участники по делу не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, истец о причинах неявки не сообщил.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
3
несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая гражданско-правовой спор, суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, предоставив трудовую книжку, справки, уточняющие характер работы, справки о реорганизации предприятия и справки о заработной плате.
Из представленных документов видно, что Костин Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает водителем пассажирского троллейбуса.
ГУП РК "Крымтроллейбус" является специализированной организацией, оказывающей услуги по регулярным пассажирских перевозкам в Республике Крым.
В соответствии со справкой ГУП РК "Крымтроллейбус" N 1414/01-05 от 20.06.2016 года в указанные периоды Костин Ю.А. был занят полный рабочий день при полной неделе без совмещения профессий на перевозке пассажиров на регулярных городских пассажирских маршрутах по профессии водитель пассажирского троллейбуса.
За период работы 2014-2017г.г. представлены копии путевых листов, согласно которым истец работал водителем троллейбуса на маршрутах регулярных городских пассажирских перевозок.
Во время выездной проверки работников ответчика в ГУП РК "Крымтроллейбус" Пенсионному фонду не были в полном объеме представлены маршрутные карты и путевые листы за спорные периоды времени.
Решением N от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в удовлетворении заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы в должности водителя троллейбуса регулярных городских пассажирских перевозок.
Как предусмотрено ст.4 Федерального закона от 21.07.2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта
4
по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 10 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно п.п.3,4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Данное нормативное положение также установлено п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1015 от 02.10.2014 года. Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о
5
предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у данного органа возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (Определение от 19 мая 2009 года N 541-0-0 и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П также указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
Как разъяснено в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно п. "з" ст. 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", действовавшему на территории Республики Крым в период с 01.04.1992 года и по 31.12.2014 года, на льготных условиях имели право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, в частности, водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев)
6
после достижения 55 лет и при стаже работы для мужчин - не менее 25 лет, в том числе на отмеченной работе не менее 12 лет 6 месяцев. Согласно письму Минтранса Российской Федерации от 02 июля 1992 года N13-пр утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, в котором указано, что право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно работавшие на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц. Занятость водителей только на указанных маршрутах подтверждается: приказами о приеме на работу, если в них имеется запись, полностью соответствующая рассматриваемой правовой норме; путевыми листами: при отсутствии приказов и путевых листов - справками с места работы со ссылкой на основания их выдачи (лицевые счета, платежные ведомости, коллективные договоры и др.).
Судом первой инстанции проанализированы фактические обстоятельства по делу, доводы и возражения сторон и дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам.
Непредоставление Пенсионному фонду маршрутных карт и всех путевых листов за спорные периоды не может быть основанием лишения истца права на надлежащее пенсионное обеспечение, учитывая наличие других письменных доказательств, подтверждающих работу истца в спорные периоды водителем троллейбуса на регулярных пассажирских перевозках при полной занятости.
Представленные документы: карта специальной оценки условий труда работников, справка КРПП "Крымтроллейбус", справка ГУП РК "Крымтроллейбус", выписка из архивной справки N294 от 19.05.2016 года с учетом исторической справки о переименованиях юридического лица, - свидетельствуют о том, что в спорные периоды истец работал водителем пассажирского троллейбуса на регулярных городских пассажирских перевозках
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ненадлежащее оформление работодателем документов, подтверждающих особый характер и условия работы работника, не может служить основанием для ограничения пенсионных прав физического лица.
Кроме того, согласно справке ГУП РК "Крымтроллейбус" в КРПП "Крымтроллейбус" нерегулярные городские пассажирские маршруты не осуществлялись, путевые листы до 2014 года на предприятии не велись.
Пенсионное законодательство, действовавшее до декабря 2014 года на территории АР Крым, не содержало правовых норм, обязывающих подтверждать занятость водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах специальными документами.
7
Согласно п. "з" ст. 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", действовавшему на территории Республики Крым в период с 01.04.1992 года и по 31.12.2014 года, на льготных условиях имели право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, в частности, водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев)
после достижения 55 лет и при стаже работы для мужчин - не менее 25 лет, в том числе на отмеченной работе не менее 12 лет 6 месяцев.
С учетом указанных обстоятельств судом правомерно установлено то, что в периоды с 29.07.1983 года по 23.07.2001 года, с 04.04.2014 года по 24.11.2015 года, с 01.12.2015 года по 07.07.2016 года, с 15.07.2016 года по 26.06.2017 года Костин Ю.А. работал в должности водителя троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах при полной занятости, в связи с чем у него возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 27.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19.06.2016 года.
С учетом указанных обстоятельств и особенностей нормативного регулирования спорных правоотношений судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для отмены или изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.