Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи:
Аврамиди Т.С,
судей:
Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре:
Гаран О.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по заявлению Крымской таможни, заинтересованные лица - Ткаченко Николай Андреевич, Ткаченко Виктория Николаевна, Министер-ство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о признании движимого имущества бесхозяйным и признании права собствен-ности Российской Федерации на имущество,
по апелляционной жалобе Ткаченко Виктории Николаевны
на решение Армянского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2017 года,
установила:
В мае 2017 года Крымская таможня обратилась в суд с заявлением о признании бесхозяйным движимого имущества - автомобиля марки " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак N, признании права собственности Российской Федерации на указанный автомобиль и передаче указанного имущества Министерству имуществен-ных и земельных отношений Республики Крым для учета и распоряжения.
Требования мотивированы тем, что постановлением Армянского город-ского суда Республики Крым от 26.04.2016 года Ткаченко Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотрен-ного ст. 16.18 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 1 500 рублей без конфискации транспортного средства. В рамках указанного дела были изъяты: автомобиль марки " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак N, свидетельство о регистрации транспортного средства, ключ от транспортного средства, автомобиль находится на хранении в зоне таможенного контроля МАПЛ "Армянск" по адресу Республика Крым, 114 км трасса М17. При этом, Ткаченко Н.А. как владелец товара, в установленные таможенным законодательством сроки хранения задержанных товаров для осуществления таможенного декларирования с целью возврата имущества в Крымскую таможню не обращался, что свидетельствует о самоустранении владельца товара от владения, пользования и распоряжения им без намерения сохранить какие-либо права на данный товар.
Определением суда от 16.05.2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена собственник автомобиля - Ткаченко В.Н.
Решением Армянского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2017 года, заявление Крымской таможни удовлетворено.
Признан бесхозяйным имуществом и обращен в собственность Российской Федерации товар: автомобиль марки " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак N, номер кузова N, 1991 года выпуска, находящийся на хранении в зоне таможенного контроля МАПП "Армянск" (Республика Крым, 114 км. автодороги Ml7 "Херсон-Керчь"). Признано право собственности Россий-ской Федерации на указанный товар.
Передан автомобиль марки " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак N, номер кузова N, 1991 года выпуска, уполномоченному органу - Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым для учета и распоряжения.
Не согласившись с указанным решением, Ткаченко В.Н. подала апелля-ционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывает, что надлежащих доказательств свидетельствующих об отказе от принадле-жащего ей автомобиля материалы дела не содержат, поскольку отказ собственника от вещи не может иметь вынужденный характер. Также ссылается на то, что решением суда с Ткаченко Н.А. взысканы в пользу Крымской таможни таможенные платежи, пеня в общей сумме 243 115 руб. 47 коп, а также государственная пошлина в размере 5 631 руб. Указанное решение суда обращено к принудительному исполнению службой судебных приставов.
В возражениях на апелляционную жалобу Ткаченко В.Н. - представитель Крымской таможни Гончарук Е.А. просит ее отклонить, а решение суда оставить без изменений, как законное и обоснованное.
Выслушав судью-докладчика, пояснения представителя Крымской та-можни, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Россий-ской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 212, 214 ГК РФ Российская Федерация является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образо-ваниями.
Согласно ч. 3 ст. 218 ГК РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Частью 1 ст. 225 ГК РФ, установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Из п. 2 ст. 226 ГК РФ следует, что лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
На основании ст. 236 ГК РФ, лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на эго имущество.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований Крымской таможни и наличии правовых оснований для признания на основании поданного ими заявления находящегося на хранении в ПЗТК МАПП "Армянск" автомобиля бесхозяйным движимым имуществом и обращения его в собственность Российской Федерации.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Из материалов дела следует, что согласно пассажирской таможенной декларации от ДД.ММ.ГГГГ N гражданином Российской Федерации Ткаченко Николаем Андреевичем был временно ввезен на таможенную территорию Таможенного союза автомобиль марки " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак N номер кузова N, 1991 года выпуска. Срок временного ввоза был установлен до 26.05.2016 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможен-ного союза товаров физическими лицами.
Временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки в силу требований ст. 342 ТК ТС без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновре-менном соблюдении следующих условий: если транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом; если транспортное средств между-народной перевозки ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом.
Временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается их вывозом с таможенной территории таможенного союза в установленные сроки или помещением под таможенные процедуры.
В силу положений ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Прави-тельством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 и 23 раздела V приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.
Статьей 13 Соглашения предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных в соответствии с настоящим Соглашением в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, возникает у декларанта при регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования согласно п. 5 ст. 14 Соглашения, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта (помимо иных оснований) с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов согласно подп. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения в отношении временно ввезенных транспортных средств при их невывозе до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, считается день истечения срока их временного ввоза.
Ткаченко Н.А. в срок до 26.05.2015 года не вывез с таможенной территории Таможенного союза временно ввезенное транспортное средство. Срок временного ввоза транспортного средства не продлевался, таможенное декларирование указанного транспортного средства с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, не было произведено, что выявлено 27.05.2016 года на МАНИ "Армянск" Красноперекопского таможенного поста, находящегося по адресу Республика Крым, г. Армянск, 114 км, трассы М 17.
Постановлением судьи Армянского городского суда Республики Крым от 23.11.2016 года Ткаченко Н.А. привлечен к административной ответственности по ст. 16.18 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без конфискации автомобиля марки " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак N. Транспортное средство марки " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак N, номер кузова N, 1991 года выпуска; свидетельство о регистрации транспортного средства N N и ключ от транспортного средства возвращены Ткаченко Н.А. по принадлежности. (л.д. 12-13).
Из материалов дела также следует, что собственником автомобиля " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N, является гражданка Украины Ткаченко Виктория Николаевна, что подтверждается свидетельством о технической регистрации транспортного средства. Ткаченко В.Н. 05.02.2015 года выдала Ткаченко Н.А. доверенность относительно эксплуатации и распоряжения автомобиля марки " "данные изъяты" государственный регистрационный знак N с правом временного выезда за границу, сроком на три года, с правом передоверия.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 185 ТК ТС таможенная декларация в отношении товаров, являющихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с настоящим Кодексом, подается в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения с уда или таможенного органа о привлечении к административной или уголовной ответственности. Согласно п.4 статьи 185 ТК ТС товары, указанные в пункте 3 настоящей статьи, таможенная декларация в отношении которых не подана в установленный срок, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.
11.05.2016 года составлен протокол задержания товаров и документов на них в отношении автомобиля марки " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N, VIN N N, 1991 г. выпуска, свидетельства о регистрации транспортного средства N N и ключа от транспортного средства, которые переданы на ответственное хранение по акту-приема передачи, срок хранения был установлен до 11 июня 2016 года. Протокол задержания товара составлен в присутствии Ткаченко Н.А.
Уведомление о предстоящем истечении 11.06.2016 года сроков хранения задержанного товара - автомобиля марки " "данные изъяты"", государ-ственный регистрационный знак N, составлено 27.05.2016 года Крымской таможней и направлено декларанту - Ткаченко Н.А. по месту его регистрации в Российской Федерации.
13.06.2016 года составлен акт об истечении сроков временного хранения товара, который 15.06.2016 года направлен Ткаченко Н.А.
Поскольку меры, связанные с помещением транспортного средства под определенную таможенную процедуру, не были предприняты, таможенные платежи не были уплачены, решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 21.10.2016 года, вступившим в законную силу 28.11.2016 года, с Ткаченко Н.А. взысканы таможенные платежи на общую сумму 243 115,47 рублей.
Ткаченко В.Н, будучи осведомленной о ввозе транспортного средства на территорию Российской Федерации, после истечения срока ввоза транспортного средства на территорию РФ о судьбе принадлежащего ей имущества не интересовалась, будучи осведомленной о рассмотрении данного дела, в том числе о задержании Крымской таможней транспортного средства, мер с целью возврата имущества не предприняла.
Поведение собственника, проявляющего явное безразличие к судьбе принадлежащего ей транспортного средства определенно свидетельствуют о том, что он самоустранился от владения, пользования и распоряжения им без намерения сохранить какие-либо права на эту вещь, то есть отказался от права собственности на принадлежащее ему имущество.
При этом указанные обстоятельства явно свидетельствуют о том, что владелец указанного транспортного средств оставил свое имущество и выразил явно и очевидно отказ от права собственности на него.
Согласно п. 2 Положения "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 N 311 имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального иму-щества для учета, оценки и реализации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 определено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполни-тельной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законо-дательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с п. 3.8 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 N 157, последнее осуществляет полномочия, в сфере управления федеральным имуществом, предусмотренные Соглашением между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Советом Министров Респуб-лики Крым, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2014 N 1688-р.
Согласно ч. 2 ст. 186 Федерального закона РФ от 27.11.2010 N 311 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары обращаются в федеральную собственность на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что изъятое движимое имущество: автомобиль марки " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N VIN N N, 1991 г. выпуска, который находится на хранении в Крымской таможне, собственник автомобиля до настоящего времени мер к возвращению собственности не предпринимал, то есть фактически отказался от своего права собственности на него, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, указанное движимое имущество является бесхозяйным и подлежит передаче в собственность Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Крымская таможня применила за одно и тоже нарушение, два взыскания в виде принудительного взыскания таможенных пошлин и налогов, а также признало имущество бесхозяйным, не заслуживают внимания, поскольку основаны на неправильном пони-мании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного решения, поскольку в силу статьи 56 Гражданского процессуаль-ного кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассмат-ривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности граж-данского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на осно-вания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Армянского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ткаченко Валентины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.