Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
при секретаре:
председательствующего судьи:
Аврамиди Т.С,
судей:
Онищенко Т.С, Сокол В.С,
Чирко А.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиченко Дмитрия Юрьевича к Администрации г. Симферополя, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, по апелляционной жалобе Администрации г. Симферополя на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 января 2018 г,
УСТАНОВИЛА:
В ноябре 2017 г. Осиченко Д.Ю. обратился в суд с иском к Администрации г. Симферополя о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования. Иск мотивирован тем, что на основании определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 января 2017 г. Осиченко Д.Ю. является собственником жилого дома в "адрес" в порядке наследования по завещанию, обратился в Администрацию г. Симферополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительного согласования предоставления земельного участка. В связи с отказом в предоставлении земельного участка просил суд признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный по "адрес" в "адрес" в порядке наследования по завещанию.
Обжалуемым решением постановлено: "Исковые требования Осиченко Дмитрия Юрьевича удовлетворить. Признать за Осиченко Дмитрием Юрьевичем право собственности в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО2, умершего 23 июня 2015 г, на земельный участок, площадью 655 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного пользования - для индивидуального жилищного строительства".
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении иска. В жалобе выражается несогласие с выводом суда первой инстанции, которое фактически сводится к отсутствию оснований для увеличения площади предоставляемого в собственность земельного участка.
Ответчик и третье лицо извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истца и его представителя Киреевой Е.Н, возражавших относительно жалобы в связи с их безосновательностью, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Материалами дела установлено, что составленным ФИО2 завещанием он передал все принадлежащее ему движимое и недвижимое имущество Осиченко Д.Ю. (л.д.8).
23 июня 2015 г. ФИО2 умер (л.д.7).
25 сентября 2015 г. открыто наследственное дело N.
Постановлением нотариуса Симферопольского городского нотариального округа от 13 января 2016 г. Осиченко Д.Ю. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в связи с тем, что предоставленные документы для совершения нотариальных действий, не соответствуют требованиям закона - право собственности на жилой дом не зарегистрировано (л.д.9).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 января 2017 г. за Осиченко Д.Ю. признано право собственности в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО2, умершего 23 июня 2015 г, на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", состоящий из жилого дома лит. "А", пристроек лит. "А1" и "а", сараев лит. "В" и "Е", подвала лит. "п/В", навеса лит. "а1", гаража лит. "Б", уборной лит. "Г", бани лит. "Д", ограждения, мощения (л.д.20-24).
Данный жилой дом поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового N (л.д.25).
Согласно представленной истцом в дело копии решения исполнительного комитета Железнодорожного районного совета N от 29 мая 1968 г. за наследодателем истца - ФИО2 закреплен земельный участок N, "адрес" площадью 477 кв.м.
05 мая 2017 г. и 26 мая 2017 г. Осиченко Д.Ю. обратился в Администрацию г. Симферополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительного согласования предоставления данного земельного участка площадью 655 кв.м (л.д.28,30), при этом материалы дела не содержат данных о закреплении за жилым домом земельного участка в таком размере.
Доводы заявителя в части выполнения им технической документации по земельному участку в размере 655 кв.м несостоятельны, поскольку в таком размере земельный участок к жилом дому не отводился, разница в размере 178 кв.м должна предоставляться согласно норм ЗК РФ, а 477 кв.м - в силу иного закона.
Постановлением Администрации г. Симферополя от 12 июля 2017 г. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.31).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что при переходе к истцу право собственности на жилой дом в порядке наследования по закону, к нему также перешло право собственности в порядке наследования на земельный участок, на котором находится данный жилой дом, что является основанием для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Таким образом, при переходе к истцу права собственности на жилой дом с хозяйственными постройками к нему перешло и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором такой дом находится.
Пункт 1 ст. 1110 ГК РФ предусматривает, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона N137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит только нарушенное либо оспариваемое право.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 декабря 2013 г. N 2054-О, в развитие закрепленной в ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 3 ГПК РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, а часть 1 статьи 4 указанного Кодекса предусматривает возможность возбуждения гражданского дела в суде только по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Тем самым гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Истец, обращаясь в суд с исковыми требованиями таковых не привел, как не привел данных, свидетельствующих о невозможности решения указанного вопроса в установленном порядке при обращении в регистрирующий орган, куда истец и не обращался.
Исходя из изложенного, судебная коллегия обращает внимание на то, что Осиченко Д.Ю, как лицо, к которому перешло в порядке наследования право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", который в свою очередь расположен на спорном земельном участке, ранее закрепленный за наследодателем, согласно положениям абз. третьего п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N137-ФЗ от 25 октября 2001 г. вправе зарегистрировать право собственности на этот земельный участок, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок может предоставляться в частную собственность.
При этом, государственная регистрация права собственности на земельный участок должна осуществляться в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене применительно к правилам п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 января 2018 г. - отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении иска Осиченко Дмитрия Юрьевича к Администрации г. Симферополя, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.