Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Самойловой Е.В.
судей Беляевской О.Я.
Романовой Л.В.
при секретаре Калиниченко В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Алушты в интересах Болотько Лилии Валерьевны к администрации г. Алушта Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,
по апелляционной жалобе администрации г. Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Беляевской О.Я, объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
прокурор г. Алушты Республики Крым обратился в суд в интересах Болотько Л.В. с иском к администрации г. Алушта Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города Алушты Республики Крым проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Болотько Л.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей, поставлена на соответствующий учет в администрации г. Алушты Республики Крым, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище. По указанным основаниям просил суд обязать администрацию г. Алушты Республики Крым предоставить Болотько Л.В, благоустроенное применительно к муниципальному образованию городской округ Алушта жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, обязать Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с предоставлением благоустроенного жилого помещения Болотько Л.В.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 октября 2017 года исковые требования заместителя прокурора г. Алушты Республики Крым в интересах Болотько Л.В. удовлетворены частично. На администрацию г. Алушты Республики Крым возложена обязанность предоставить Болотько Л.В. благоустроенное применительно к муниципальному образованию городской округ Алушта Республики Крым жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений. В удовлетворении исковых требований прокурора г. Алушты Республики Крым в интересах Болотько Л.В. к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым отказано.
Не согласившись с указанным решением, ответчик администрация г. Алушты Республики Крым подала на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что право на обеспечение Болотько Л.В. жилым помещением может быть реализовано при наличии бюджетных ассигнований. Ссылалась на то, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. Полагала, что администрацией г. Алушты Республики Крым в рамках заключенного с Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым о предоставлении субвенций в 2017 году исполнены обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Бирюк Д.Ю. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Болотько Л.В, ее представитель Арнаутова Л.М. с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации г. Алушты Республики Крым, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Боцаненко Д.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Учитывая, что все лица, участвующие в деле были извещены судом апелляционной инстанции о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, не ходатайствовали об отложении слушания дела, явившиеся лица, прокурор против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц не возражали, с учетом ходатайства представителя ответчика администрации г. Алушты Республики Крым о рассмотрении дела в его отсутствие, и на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения явившихся лиц, участвующих в деле, прокурора, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вышеуказанных оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правильно установилвсе обстоятельства, имеющие значение для дела, верно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.
Как установлено судом следует из материалов дела, прокуратурой г. Алушта Республики Крым на основании заявления Болотько Л.В. проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Болотько Л.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать истца ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16). Отец ФИО10 решением Сакского горрайонного суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении сына несовершеннолетних ФИО11, ФИО12, Болотько Л.В. (л.д. 17).
Решением исполнительного комитета Виноградовского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Болотько Л.В. была установлена опека, опекуном назначена Арнаутова Л.М. (л.д. 10).
В настоящее время истец достигла совершеннолетия, ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении "Калачевский техникум-интернат" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
На момент разрешения спора Болотько Л.В. как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, каким-либо жилым помещением, предназначенным для проживания, на основании договора социального найма не обеспечена, нанимателем или собственником, не является (л.д. 24).
Болотько Л.В. зарегистрирована и фактически проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес", и принадлежащей на праве сособственности ее опекуну Арнаутовой Л.М, что подтверждается актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, письмом филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым в г. Симферополе N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, 21, 23).
Постановлением администрации г. Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N Болотько Л.В. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 12).
Согласно Списку детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, утвержденному постановлением администрации г. Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, Болотько Л.В. числится под N (л.д. 82-88).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Болотько Л.В. права на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N159-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона N159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" (далее - Закон N46-ЗРК/2014) в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом N159-ФЗ, путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N46-ЗРК/2014 список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ и Законом N46-ЗРК/2014, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 указанного Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N46-ЗРК/2014, жилые помещения специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, согласно ст. 11 Закона N46-ЗРК/2014, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Установив нарушение жилищных прав Болотько Л.В, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика администрацию г. Алушты Республики Крым обязанность по предоставлению ей жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, указав, что последнее не является главным распорядителем бюджетных средств в сфере обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность предоставления жилья возложена на администрацию г. Алушты Республики Крым.
Право Болотько Л.В. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не оспаривается. Болотько Л.В. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по городскому округу Алушта Республики Крым.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Алушты Республики Крым сводятся к отсутствию достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N159-ФЗ) предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме и достигших возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из содержания приведенных правовых норм усматривается, что федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N159-ФЗ.
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 8 Закона N46-ЗРК/2014.
Как установлено судом, Болотько Л.В. состоит на учете для улучшения жилищных условий в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, ранее находилась под опекой. Таким образом, у нее в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
Законодательным актом субъекта Российской Федерации, а именно Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 N359 утвержден "Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений", которым установлен порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, определена процедура формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Также ни статья 8 Федерального закона N159-ФЗ, ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Принимая во внимание, что у администрации г. Алушты Республики Крым имеется неисполненное обязательство по обеспечению жилым помещением Болотько Л.В, признанной нуждающейся в жилье, состоящей на учете лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, суд, с учетом того обстоятельства, что обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения лиц из категории детей-сирот, право которых признано уполномоченным органом местного самоуправления, производится сразу же после возникновения такого права и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия или отсутствия подходящих жилых помещений, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий, правомерно обязал администрацию г. Алушты Республики Крым обеспечить истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения в г. Алушта.
Таким образом, судебная коллегия не может признать изложенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии достаточных денежных средств в бюджете муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым на 2017 год обоснованными, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, а недостаточность финансирования не должна являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них полномочий.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, также не заслуживают внимания судебной коллегии, поскольку именно на орган муниципальной власти возложено исполнение вопросов местного значения, к которым отнесено и обеспечение граждан жилыми помещениями (гл. 3 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Указания апелляционной жалобы о недоказанности установленных судом обстоятельств имеющих значение для дела, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку указанные доводы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Указанные доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции и по которым суд не вынес бы своего суждения. Оснований к переоценке доказательств судебная коллегия не усматривает.
В силу положений ст. ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.
Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Алушты Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Самойлова
Судьи: О.Я. Беляевская
Л.В. Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.