Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Терентьевой Н.А,
при секретаре Могильной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сейт-Джелилова Эльмара Алидеровича к администрации г. Симферополя Республики Крым, муниципальному казённому учреждению Департаменту развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя Республики Крым, заинтересованные лица: Акционерное общество "Комбинат "Крымская Роза", общество с ограниченной ответственностью строительная компания "Акура" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Сейт-Джелилова Эльмара Алидеровича на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 ноября 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, пояснения представителя администрации г. Симферополя Республики Крым Быковской С.Ю, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Сейт-Джелилов Э.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику администрации города Симферополя Республики Крым с требованиями признать незаконным бездействие администрации города Симферополя, выразившееся в не рассмотрении заявления Сейт-Джелилова Э.А. о предоставлении земельного участка с расположенной на нём самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания её жилым домом, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с 2008 по 2013 год в пределах земельного массива, расположенного вдоль объездной дороги г. Симферополя в районе между "адрес", Никанорова Куйбышева (массив в районе "адрес") истцом была самовольно возведена постройка, представляющая объект капитального строительства, а именно жилой дом общей площадью 118 кв.м. В соответствии с положениями Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", а также Порядка предоставления земельного участка с расположенной на нём самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания её жилым домом", утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым N 252 от 12 мая 2015 года, с целью получения в собственность или аренду земельного участка 6 июня 2017 года административным истцом в администрацию города Симферополя было подано заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта с расположенной на нём самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания её жилым домом. Однако заявление ответчиком рассмотрено не было. Данные обстоятельства, как указывает административный истец, свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований Сейт-Джелилова Э.А. отказано.
Не согласившись с решением суда от 22 ноября 2017 года Сейт-Джелиловым Э.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Центрального районного суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Считает, что при вынесении решения судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель администрации г. Симферополя Республики Крым Быковская С.Ю. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Сейт-Джелилов Э.А, представитель МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя Республики Крым, представитель АО "Комбинат "Крымская Роза", представитель ООО строительная компания "Акура" в судебное заседание не явились о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не поступало.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделённого государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06 июня 2017 года Сейт-Джелилов Э.А. обратился в администрацию г. Симферополя с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, с расположенной на нём самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания её жилым домом, в котором просил предоставить в собственность бесплатно земельный участок, на котором до 18 марта 2014 года возвёл самовольную постройку, которая учтена исполнительными органами власти.
Данное заявление зарегистрировано администрацией г. Симферополя 06 июня 2017 года за вх. N N, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на заявлении.
В обоснование исковых требований административный истец указывает, что на вышеуказанное заявление из администрации города Симферополя в его адрес ответ не поступал, что свидетельствует об уклонении административного ответчика от исполнения возложенной на него обязанности и указывает на наличие со стороны последнего незаконного бездействия.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Положениями статьи 22 Закон Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" определены условия предоставления земельных участков гражданам с расположенными на них постройками, возведёнными самовольно до 18 марта 2014 года. Частью 5 указанной статьи (в редакции на момент обращения истца) предусмотрено, что лица, создавшие самовольные постройки, обязаны подать до 1 января 2018 года заявление о предоставлении земельных участков в соответствии с требованиями настоящей статьи либо своими силами или за счет своих средств обеспечить снос самовольных построек.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьями 4, 5, 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66- ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной ши муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252 утверждён Порядок предоставления земельного участка с расположенной на нём самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания её жилым домом (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки жилым домом (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее - уполномоченный орган).
Согласно пунктам 3,8 Порядка гражданин с целью получения в собственность или аренду земельного участка подаёт в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта с расположенной на нём самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания её жилым домом (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку
Заявление регистрируется уполномоченным органом в день его поступления с указанием даты в Книге регистрации заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта с расположенной на нём самовольной постройкой и выдаче включения о возможности признания её жилым домом.
В соответствии с пунктом 12 Порядка на каждого заявителя, предоставившего Заявление, формируется учётное дело, в котором содержатся представленные им документы.
Предоставление земельного участка осуществляется после выдачи заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания её жилым домом (пункт 13 Порядка).
Согласно пункту 14 Порядка для подготовки Заключения уполномоченный орган создает комиссию.
При этом в соответствии с предписаниями статьи 15 Порядка заключение выдаётся при условии, что самовольное строение может быть использовано для самостоятельного проживания без значительного объёма дополнительных строительных работ, а именно:
1. самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение постройки;
2. самовольная постройка имеет не более трёх наземных и одного подземного этажа, не разделена на отдельные квартиры, а её общая площадь составляет не более 600 кв. м;
3. самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц;
4. самовольная постройка не находится в границах зон размещения объектов дарственного или муниципального значения, предусмотренных Утверждённым документом территориального планирования либо проектом планировки территории, в случае их отсутствия - укрупнённой объединённой схемой размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым и г. Севастополя, и местоположение земельного участка не противоречит градостроительной документации, разработанной до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации;
5. самовольная постройка учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым.
Согласно пункту 18 Порядка по истечении месяца после приема Заявления уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней:
в случае невыполнения условий, указанных в подпунктах 3-5 пункта 15 настоящего Порядка, извещает заявителя о необходимости предоставления технического заключения, указанного в пункте 17 настоящего Порядка;
в случае невыполнения одного из условий, указанных в подпунктах 3-5 пункта 15 настоящего Порядка, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и выдаче Заключения о возможности признания объекта капитального строительства жилым домом без дополнительного строительства.
В целях реализации пункта 14 вышеуказанного порядка, постановлением администрации города Симферополя N 2046 от 28 июня 2017 года создана Комиссия для подготовки заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания её жилым домом на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее по тексту - Комиссия).
Вышеуказанным Постановлением также утверждено Положение о Комиссии (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с пунктом 3.1 которого Комиссия для решения возложенных на неё задач принимает решение о возможности или невозможности подготовки заключения.
В соответствии с пунктом 5.2, 5.3 Положения заседания комиссии проводятся по мере поступления и формирования материалов для их проведение, но не реже одного раза в месяц при наличии заявлений. Решение комиссии оформляется протоколом.
Отказывая в исковых требованиях административного истца, суд исходил из того что заявление административного истца было рассмотрено администрацией города по существу в соответствии Положением, утверждённым постановлением администрации г. Симферополя N 2046 от 28 июня 2017 года, нарушений в ходе рассмотрения заявления судом в ходе судебного разбирательства не установлено.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела, так как судом установлено, что заседание Комиссии, состоялось 8 августа 2017 года, на котором рассмотрено заявление Сейт-Джелилова Э.А. в Порядке предоставления земельного участка гражданину и выдачи заключения о возможности признания самовольной постройки жилым домом.
По итогам рассмотрения заявления административного истца принято решение об отказе в выдаче заключения в связи с наличием на земельный участок прав третьих лиц - ООО "Крымская Роза", что подтверждается копией договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией города Симферополя Республики Крым (арендодатель) и Акционерным обществом "Комбинат Крымская Роза" (арендатором), а также копией договора от 24 октября 2016 года передачи прав и обязанностей, предусмотренных вышеуказанным договором, арендатором третьему лицу - ООО "Строительная компания "Акура" (новый арендатор).
Судом первой инстанции установлено, что решение Комиссии в соответствии с требованиями пункта 5.3 Положения, утвержденного постановлением Администрации города Симферополя N 2046 от 28 июня 2017 года, оформлено протоколом, что подтверждается соответствующей выпиской из протокола заседания комиссии N 4 от 08 августа 2017 года, копия которой приобщена к материалам дела. О принятом решении административный истец уведомлен письмом от 08 августа 2017 года исх. N С-625/13031. В связи с чем, при рассмотрении указанного дела судами, бездействия со стороны административных ответчиков не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что фактически администрация рассмотрела его заявление от 31 июля 2017 года, а не от 6 июня 2017 года, судебная коллегия находит не состоятельным, поскольку суд первой инстанции достоверно установили дал соответствующую оценку обстоятельствам рассмотрения административным ответчиком заявления истца о предоставлении последнему земельного участка с расположенной на нём самовольной постройкой, и выдаче заключения о возможности признания её жилым домом, которое является единственным. С аналогичным заявлением административный истец в админстрацию г. Симферополя кроме как 6 июля 2017 года не обращался.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 ноября 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Сейт-Джелилова Эльмара Алидеровича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.