Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Юсуповой Л.А-В.
судей
при секретаре
Агин В.В, Терентьевой Н.А.
Сидоровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каримовой Нины Семёновны к Муниципальному казённому учреждению Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя о признании действий незаконными, понуждении совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Каримовой Нины Семёновны на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 ноября 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, пояснения Каримовой Н.С, представителя Департамента развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя Республики Крым Бойко А.А, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Каримова Н.С. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Симферополя с административным иском к Департаменту развития муниципальной собственности администрации города Симферополя, просит признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в возврате Каримовой Нине Семеновне заявления от 8 августа 2017 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с общей площадью N кв.м, по "адрес", о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником домовладения, расположенного по адресу: "адрес". В августе 2017 года Каримова Н.С. обратилась в Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя (далее Департамент) с заявлением, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 236 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно. Ответом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ за исх. N её заявление с прилагаемыми к нему документами возвращено, поскольку в заявлении: не указано основание предоставления земельного участка; не подтверждено основание наличия прав собственности согласно пункту 7 статьи 18 Закона; и представленная схема расположения земельного участка не соответствует форме и требованиям к её подготовке в форме документа на бумажном носителе, установленным Приказом Минэкономразвития от 27 ноября 2014 года N 762, а именно: отображены не все здания, сооружения, расположенные на участке. Указанные действия являются незаконными и нарушают её права, поскольку основания для возврата не предусмотрены Административным регламентом Администрации города Симферополя по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", а именно, пунктом 2.9. раздела 2 Административного регламента.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 ноября 2017 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Каримова Н.С. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда как необоснованное.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Каримова Н.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель Департамента развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя Республики Крым Бойко А.А. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделённого государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Подпунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" установлено, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок без проведения торгов обязано представить документы, подтверждающие право собственности на здания, сооружения, расположенные на земельном участке и документы о правах на испрашиваемый земельный участок (пункт 6 Перечня, являющегося приложением к данному приказу).
Кроме того, пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении указывается основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.
В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года.
Согласно пункта 3.3.3 раздела 3 Административного регламента администрации города Симферополя по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", утверждённого Постановлением администрации города Симферополя N 356 от 28 мая 2015 года, несоответствие заявления и прилагаемых к нему материалов требованиям, предусмотренных пунктами 2.9. раздела 2 настоящего регламента, является основанием для их возврата заявителю без рассмотрения в течение 10 рабочих дней со дня их поступления в управление земельных ресурсов с мотивированным обоснованием.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Согласно пункту 4 Приказа N 762 от 27 ноября 2014 года при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
утверждённых документов территориального планирования;
правил землепользования и застройки;
проектов планировки территории;
землеустроительной документации;
положения об особо охраняемой природной территории;
о зонах с особыми условиями использования территории;
о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
о местоположении границ земельных участков,
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершённого строительства.
Как следует из материалов дела, Каримова Н.С. на основании договора купли-продажи жилого дома, заключённого 20 августа 1997 года и удостоверенного частным нотариусом Симферопольского городского нотариального округа ФИО1, является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
8 августа 2017 года истец обратилась в Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя с заявлением (вх. N) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 236 кв.м, расположенного по адресу "адрес" с разрешённым использованием для индивидуального жилищного строительства в целях его предоставления в собственность на основании статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлению были приложены копия паспорта Каримовой Н.С, договор купли-продажи жилого дома, техпаспорт БТИ 1997 года, схема расположения испрашиваемого земельного участка.
Основаниями для возврата заявления с приложенными к нему материалами, послужило не указание заявителем, основания для предоставления истцу земельного участка, и не соответствие представленной схемы расположения истребуемого земельного участка требованиям установленным Приказом Минэкономразвития от 27 сентября 2014 года N 762, а именно: не отображены все здания и сооружения расположенные на земельном участке.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, оснований для его отмены по доводам жалобы не усматривается, так как из заявления Каримовой Н.С. усматривается, что основанием возникновения права для предоставления земельного участка истец указал статью 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации, перечню которого, не соответствует истинное основание возникновения права у истца. Ответчик в своём ответе, верно указал, что основанием возникновения прав необходимо было указать пункт 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой, данной судом первой инстанции доказательствам по делу, не могут служить основанием к отмене решения. Всем представленным заявителям доказательствам судом дана объективная оценка, оснований не соглашаться с которой у судебной коллегии не имеется.
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что оспариваемые действия являются законными и обоснованными, и в дальнейшем не препятствуют в реализации прав Каримовой Н.С. на приобретение в собственность земельного участка, при соблюдении требований закона и предоставлении в уполномоченный орган необходимых документов, с указанием достоверных данных.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 ноября 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Каримовой Нины Семёновны - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: В.В. Агин
Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.