Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Юсуповой Л.А-В.
судей
при секретаре
Агина В.В, Терентьевой Н.А.
Сидоровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бахчисарайского района Республики Крым в интересах неопределённого круга лиц к администрации Бахчисарайского района Республики Крым, заинтересованное лицо - Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определённых действий
по апелляционной жалобе первого заместителя главы администрации Бахчисарайского района Республики Крым Орловой Е.Г. на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 19 декабря 2017 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, пояснения представителя административного истца прокурора Бирюк Д.Ю, представителя администрации Бахчисарайского района Республики Крым Меметовой Л.Э, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
прокурор Бахчисарайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с иском к администрации Бахчисарайского района Республики Крым о признании бездействия должностных лиц администрации Бахчисарайского района Республики Крым, связанного с несозданием отдельного структурного подразделения администрации Бахчисарайского района, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Бахчисарайского района, незаконным; возложении обязанности в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу создать отдельное структурное подразделение администрации Бахчисарайского района, обеспечивающее деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Бахчисарайского района.
Исковые требования мотивированы тем, что постановлением главы администрации Бахчисарайского района от 9 марта 2016 года N 94 создана Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в Бахчисарайском районе, утверждён её состав и Положение о деятельности Комиссии. Указывают, что в силу норм действующего законодательства, деятельность муниципальной комиссии обеспечивается структурным подразделением органа местного самоуправления муниципального образования, действующего на основании положения, утверждённого главой местной администрации. Однако отдельного структурного подразделения администрации Бахчисарайского района, обеспечивающего деятельность Комиссии, не создано; в силу действующего Положения о Комиссии её деятельность обеспечивается сектором, обеспечивающим деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Бахчисарайского района; при этом в силу норм действующего законодательства не допускается возложение на работников структурных подразделений, обеспечивающих деятельность муниципальной комиссии, обязанностей, не связанных с их непосредственной деятельностью.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 19 декабря 2017 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе первого заместителя главы администрации Бахчисарайского района Республики Крым Орловой Е.Г. ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель администрации Бахчисарайского района Республики Крым Меметова Л.Э. доводы жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель заинтересованного лица - Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым в судебное заседание не явился о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Бахчисарайского района от 9 марта 2016 года N 94 образована комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Бахчисарайского района; утверждены состав комиссии, Положение о комиссии (л.д.25-33).
Поручением Главы Республики Крым Аксенова С.В. от 4 апреля 2016 года N 01-62/80 главам администраций муниципальных образований Республики Крым поручено создать и укомплектовать кадрами в пределах штатной численности органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым структурное подразделение для обеспечения деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с Законом Республики Крым от 1 сентября 2014 года N 58-ЗРК "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым" (л.д.9).
Указан срок до 1 июня 2016 года.
Постановлением Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 17 марта 2016 года N 2/1 рекомендовано руководителям муниципальных районов и городских округов Республики Крым создать структурное подразделение, обеспечивающее деятельность муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в составе органа местного самоуправления за счёт имеющихся вакантных должностей (л.д.10).
Постановлением администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 25 апреля 2016 года N 191 утверждено Положение о секторе, обеспечивающем деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Бахчисарайского района Республики Крым (далее Положение) (л.д.34-43).
Как усматривается из утверждённого Положения (л.д.37-43), последнее является Положением об управлении по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Бахчисарайского района.
В пункте 2 Положения указано, что Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Бахчисарайского района (далее Управление) является структурным подразделением администрации Бахчисарайского района; подотчётно и подконтрольно руководителю органа, его создавшего, управлению по защите прав детей Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.
Согласно Разделу 3 Положения, Управление состоит из следующих подразделений: отдел семейных форм воспитания; сектор социальной защиты детей; сектор, обеспечивающий работу комиссии по делам несовершеннолетних.
Разделом 4.3 Положения предусмотрены функции и полномочия сектора, обеспечивающего работу комиссии по делам несовершеннолетних.
Согласно, информационного письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 23 мая 2016 года N 01-14/1798, адресованного исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований в Республике Крым, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставленных местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать соответствующие материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Ввиду указанного, в письме содержится просьба рассмотреть вопрос о введении штатных единиц структурных подразделений, обеспечивающих деятельность комиссий, посредством перераспределения установленной штатной численности органа местного самоуправления муниципального образования (л.д. 14-15).
Согласно информационного письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 6 декабря 2016 года N 01-14/4383, адресованного главам администраций муниципальных образований Республики Крым, создание отдельных структурных подразделений, обеспечивающих деятельность муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за счёт уменьшения количества штатных единиц, занимающихся вопросами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, не является законным (л.д.16-17).
Согласно частей 1, 2 статьи 19.2 Закона N 58-ЗРК финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, осуществляется за счёт предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Республики Крым в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.
Размеры субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Крым на осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, определяются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год.
Количество штатных единиц структурных подразделений, обеспечивающих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемых в муниципальных районах, городских округах Республики Крым, определяется в зависимости от численности несовершеннолетних: до 15 тысяч несовершеннолетних - 2 штатные единицы; свыше 15 тысяч несовершеннолетних - 3 штатные единицы.
Органы местного самоуправления имеют право перераспределять расходы на содержание работников структурных подразделений в пределах общего объёма субвенций, предоставленных им из бюджета Республики Крым, на реализацию переданных в соответствии с настоящим Законом государственных полномочий (ч.ч.4, 5 ст. 19.2 Закона N58-ЗРК).
Как было установлено судом и следует из материалов дела, сектор, обеспечивающий деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защиту их прав администрации Бахчисарайского района, входит в структуру Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Бахчисарайского района; в его полномочия входят, в частности функции, направленные на непосредственное осуществление вопросов деятельности органов опеки и попечительства, что подтверждается соответствующим Положением (обратная сторона л.д.39, л.д.40-42).
Таким образом, отдельного структурного подразделения, как то предусмотрено положениями действующего законодательства, обеспечивающего деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в администрации Бахчисарайского района не создано; деятельность указанного выше сектора, который входит в структуру Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Бахчисарайского района, нельзя расценивать как создание полномочного структурного подразделения, обеспечивающего деятельность Комиссии, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Ввиду вышеизложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что исковые требования являются законными и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы не находит.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, определены и установлены в полном объёме, нормы материального права судом применены верно; доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ; нарушений процессуального характера не допущено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой, данной судом первой инстанции доказательствам по делу, не могут служить основанием к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 19 декабря 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу первого заместителя главы администрации Бахчисарайского района Республики Крым Орловой Е.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: В.В. Агин
Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.