Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Воробьёвой С.А, Павловского Е.Г,
при секретаре Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе администрации г. Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 декабря 2017 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично
по административному исковому заявлению Майлова Дмитрия Петровича об оспаривании постановления администрации г. Ялта Республики Крым от 14 марта 2017 г. N1183-п "О рассмотрении заявления Майлова Д.П. о предоставлении земельного участка площадью 100 кв.м. в собственность по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав"
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, судебная коллегия
установила:
Майлов Д.П. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя тем, что оспариваемое постановление органа местного самоуправления нарушает его права и законные интересы, не соответствует нормам Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", поскольку не содержит оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, установленных ч. 6 ст. 13 вышеуказанного Закона.
Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 декабря 2017 г, которым административное исковое заявление Майлова Д.П. удовлетворено частично.
Признано незаконным постановление администрации г. Ялта Республики Крым от 14 марта 2017 г. N1183-п "О рассмотрении заявления Майлова Д.П. о предоставлении земельного участка площадью 100 кв.м. в собственность по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе, поданной представителем администрации г. Ялта Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемое постановление органа местного самоуправления принято с соблюдением порядка, установленного Правилами предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждёнными решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30 марта 2015 г. N37.
Майлов Д.П, его представитель Меметов Э.М, представители администрации г. Ялта Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, исследовав письменные доказательства, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Суд первой инстанции, признавая незаконным постановление администрации г. Ялта Республики Крым от 14 марта 2017 г. N1183-п "О рассмотрении заявления Майлова Д.П. о предоставлении земельного участка площадью 100 кв.м. в собственность по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав", исходил из того, что ни одного из оснований, установленных ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", административным ответчиком при рассмотрении заявления Майлова Д.П. установлено не было. Каких-либо других обстоятельств, свидетельствующих о невозможности предоставления административному истцу в собственность земельного участка в обжалуемом постановлении также не приведено. Приведённые в качестве оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав нормы не имеют отношения к процедуре оформления прав на земельный участок административным истцом.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что завершение оформление права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г. и действовавших на эту дату.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон) (пункт 1 Порядка).
В силу п. 4. Порядка завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Согласно п. 7 Порядка, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются:
1) для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина;
2) для юридических лиц:
копия устава, заверенная данным юридическим лицом;
копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом;
копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации;
3) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права;
4) копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона;
5) кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащий сведения о его границах;
6) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта;
7) документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя);
8) материалы документации по землеустройству, разработанной на основании решения, указанного в подпункте 4 настоящего пункта, в том числе графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка (при наличии).
Согласно п. 8 Порядка, подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
В соответствии с п. 12 Порядка, основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Частью 6 статьи 13 указанного Закона установлено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённые решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30 марта 2015 г. N37 (далее - Правила), предусматривают аналогичные положения, устанавливающие требования к содержанию заявления и необходимые приложения к нему, а также последствия подачи заявления с нарушением требований указанных Правил к содержанию заявления и приложений к нему в виде возврата заявления без рассмотрения.
В случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение (п. 8 Правил). По результатам рассмотрения, Глава администрации издает мотивированное постановление Администрации (п. 15 Правил).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением 31-й сессии 6-го созыва Кореизского поселкового совета АРК от 5 апреля 2013 г. N48 Майлову Д.П. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, ориентировочной площадью 0,0100 га, для строительства и обслуживания индивидуального гаража, расположенного по адресу: "адрес".
Во исполнения указанного решения Майловым Д.П. разработан проект по отводу данного земельного участка и техническая документация.
23 апреля 2015 г. выдан кадастровый паспорт земельного участка и ему присвоен кадастровый N.
В июне 2016 г. Майлов Д.П. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав, приложив копия паспорта гражданина; оригинал кадастрового паспорта земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности; копию решения органа местного самоуправления, дающее право на завершение оформления прав на земельный участок; графический план, с нанесением границ земельного участка.
25 июля 2015 г. N02-08/5965 Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Ялта Республики Крым административному ответчику дан ответ, которым согласовано размещение земельного участка.
Постановлением администрации г. Ялта Республики Крым от 14 марта 2017 г. N1183-п Майлову Д.П. отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 100 кв.м, в порядке завершения оформления прав, с кадастровым номером N, из категории земель - "Земли населённых пунктов", с видом разрешённого строительства - "Объекты гражного назначения", расположенного по адресу: "адрес", в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с нарушением требований ст.ст. 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 222, 287 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, вышеуказанное постановление ни одного из указанных в ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, не содержит.
Статьи 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 222, 287 Гражданского кодекса Российской Федерации, на нарушение которых в оспариваемом постановлении ссылается административный ответчик, не связаны с процедурой предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Кроме того, в оспариваемом постановлении органа местного самоуправления не указано в чём конкретно заключаются нарушения требований вышеуказанных статей.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности постановления администрации г. Ялта Республики Крым от 14 марта 2017 г. N1183-п "О рассмотрении заявления Майлова Д.П. о предоставлении земельного участка площадью 100 кв.м. в собственность по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав".
В связи с разработкой документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Крым, проведением мониторинга обоснованности принятия решений о предоставлении земельных участок в порядке завершения оформления прав, Распоряжением Главы Республики Крым от 12 апреля 2017 г. N180-г было приостановлено до 1 января 2018 г. действие постановления Совета Министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" в части действия, в том числе пунктов 4, 9-12 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано в остальной части административного искового заявления.
Доводы администрации г. Ялта Республики Крым, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Вопреки положениям части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не доказаны обстоятельства, указанные в пунктах 3, 4 части 9 настоящей статьи.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам административного дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации г. Ялта Республики Крым.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 декабря 2017 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи С.А. Воробьёва
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.