Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
при секретаре Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Кашлакова Игоря Демьяновича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 января 2018 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
по административному исковому заявлению Кашлакова Игоря Демьяновича об оспаривании бездействий администрации г. Ялта Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым по рассмотрению его заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населённого пункта с расположенной на нём самовольной постройкой, возведённой до 18 марта 2014 г, и выдаче заключения о возможности признания её домом, и постановлений администрации г. Ялты Республики Крым от 28 декабря 2015 г. N3428-п "О заключении договора аренды земельного участка по адресу: "адрес" с Обществом с ограниченной ответственностью "Криворожэнергоремонт" в порядке переоформления", от 12 мая 2016 г. N1387-п "О приведении гр. Кашлаковым И.Д. земельного участка в первоначальное состояние, путём сноса самовольно возведённого капитального строения, расположенного по адресу: "адрес"",
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, пояснения представителя Кашлакова И.Д. - Федориной Н.М, представителя Общества с ограниченной ответственностью "Криворожэнергоремонт" Корневой А.В, судебная коллегия
установила:
Кашлаков И.Д. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя, с учётом изменений и уточнений, нарушением его прав и законных интересов оспариваемыми бездействиями и постановлениями.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Криворожэнергоремонт".
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 января 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Кашлакова И.Д. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Кашлаковым И.Д. ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного и необоснованного.
Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением судом первой инстанции норм Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30 марта 2015 г. N37, Порядка предоставления земельного участка с расположенной на нём самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания её жилым домом, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 г. N252, Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014г. N313, неприменением положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", постановления Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 г. N378 "Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков", и классификатора видов разрешённого использования, утверждённого приказом Минэкономразвития от 1 сентября 2014 г. N540, Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Оформление (переоформление) права аренды, возникшего до 21 марта 2014 г, или переоформление права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), права постоянного пользования земельным участком на право аренды земельного участка", утверждённого постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 16 июля 2015 г. N1114-п. Заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населённого пункта с расположенной на нём самовольной постройкой подано административным истцом в установленный законом срок в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем администрация г. Ялты Республики Крым должна была совершить определённые вышеуказанным порядком действия - принять решение об отказе либо о предоставлении вышеуказанного земельного участка. Договор аренды, заключённый в порядке переоформления прав должен был быть заключён не на новый десятилетний срок, а до даты окончания ранее заключённого договора. Доводы административного истца о незаконности обжалуемого постановления о произвольном изменении вида разрешённого использования арендованного земельного участка не рассматривались. Оспариваемое постановление должно содержать вид разрешённого использования земельного участка - "предпринимательство" (код 4.0), "Гостиничное обслуживание" (код 4.7). Оспариваемое постановление и договор от 18 января 2016 г. не содержат условий о строительстве гостиничного комплекса, которое содержалось в договоре от 18 апреля 2008 г. Акт осмотра объекта строительства от 11 марта 2016 г. составлен с нарушением закона.
Кашлаков И.Д. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещён заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Его представитель по нотариально удостоверенной доверенности от 16 января 2017 г. Федорина Н.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Криворожэнергоремонт" по доверенности от 1 августа 2017 г. Корнева А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители администрации г. Ялта Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя административного истца Федориной Н.М, представителя заинтересованного лица Корневой А.В, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления Кашлакова И.Д, исходил из того, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по инвентаризации объектов капитального строительства, самовольно возведённых построек на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 г. У административных ответчиков отсутствовали основания для создания комиссии на предмет подготовки заключения в отношении самовольной постройки административного истца о возможности признания её жилым домом, и следовательно отсутствовали основания для предоставления административному истцу земельного участка. Постановление администрации г. Ялта Республики Крым о заключении договора аренды земельного участка с Обществом с ограниченной ответственностью "Криворожэнергоремонт" принято уполномоченным органом, в связи с переоформлением действующего договора аренды, что свидетельствует об отсутствии оснований считать его незаконным. Принятие администрацией г. Ялта Республики Крым постановления от 12 мая 2016 г. N1387-п по результатам осуществлённого ею муниципального контроля в области строительства, осуществлено в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 г.
Закон Республики Крым от 15 января 2015 г. N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Особенности предоставления земельных участков гражданам с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до 18 марта 2014 года установлены статьёй 22 вышеуказанного Закона Республики Крым.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий:
1) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам;
2) на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до 18 марта 2014 года;
3) имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства;
4) объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым;
5) на данном земельном участке в соответствии с градостроительной документацией допускается возведение жилого дома или жилого строения.
Согласно ч. 5 статьи 22 вышеназванного Закона Республики Крым (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца с заявлением к административному ответчику) лица, создавшие самовольные постройки, обязаны подать до 1 января 2016 года заявление о предоставлении земельных участков в соответствии с требованиями настоящей статьи либо своими силами или за счет своих средств обеспечить снос самовольных построек.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (ч. 4 ст. 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений").
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 г. N252 утверждён Порядок предоставления земельного участка с расположенной на нём самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания её жилым домом (далее - Порядок).
Согласно п. 1 Порядка, настоящий Порядок определяет процедуру предоставления земельных участков гражданам, на которых расположены постройки, возведенные самовольно до 18 марта 2014 года (далее - самовольные постройки), и выдачи заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства.
Гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (п. 3 Порядка).
В соответствии с п. 7 Порядка в Заявлении указывается номер самовольной постройки, указанный в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно со Службой государственного строительного надзора Республики Крым, или сведения об учете самовольной постройки уполномоченным органом в установленном порядке и размещенных на информационных стендах уполномоченных органов.
В соответствии с пунктами 13, 14 Порядка предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения.
Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 15 Порядка заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий:
1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки;
2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м;
3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц;
4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года;
5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым;
6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей;
7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 8 декабря 2015 г. Кашлаков И.Д. обратился в администрацию г. Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, с расположенной на нём самовольной постройкой и выдаче заключения о возможности признания её жилым домом.
Письмами начальника Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым от 11 октября 2016 г. и 1 ноября 2016 г. административному истцу повторно сообщено, что в представленном им заявлении не указан номер самовольно возведённой постройки, указанный в материалах инвентаризации объектов капитального строительства. Для возможности дальнейшего рассмотрения заявления необходимо устранить указанное несоответствие. Кроме того, было обращено внимание, что представленное техническое заключение от 12 апреля 2016 г. N310/56-10 выдано на имя Кашлакова Д.Д.
Доказательств дальнейшего обращения административного истца в орган местного самоуправления материалы дела не содержат.
Учитывая, что в поданном административным истцом заявлении не был указан номер самовольной постройки, указанный в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно со Службой государственного строительного надзора Республики Крым, или сведения об учете самовольной постройки уполномоченным органом в установленном порядке и размещенных на информационных стендах уполномоченных органов, а проведение такой инвентаризации, исходя из п. 7 Порядка, не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, доводы административного истца о проведении инвентаризации администрацией г. Ялта Республики Крым, расцениваются судебной коллегией критически.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявление Кашлакова И.Д. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населённого пункта с расположенной на нём самовольной постройкой, возведённой до 18 марта 2014 г. было изучено административным ответчиком, ему дан ответ, которым административный истец уведомлен о наличии в его заявлении недостатков и предложено их устранить для дальнейшего его рассмотрения.
Указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о бездеятельности административных ответчиков по рассмотрению заявления Кашлаков И.Д.
Кроме того, доказательств того, что указанная административным истцом самовольная постройка была возведена до 18 марта 2014 г. материалы дела не содержат и административным истцом не представлено.
При этом, материалами дела подтверждается, что земельный участок на котором находится самовольно возведённая постройка находится в пользовании Общества с ограниченной ответственностью "Криворожэнергоремонт".
Частью 9 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2018 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (ч. 13 ст. 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно ч. 14 ст. 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30 марта 2015 г. N37 утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил переоформление прав на земельный участок осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу (21 марта 2014 г.) Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон). Виды подлежащих переоформлению прав, а также соответствующие им права, на которые допускается переоформление, определены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон).
Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 16 июля 2015 г. N1114-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Оформление (переоформление) права аренды, возникшего до 21 марта 2014 г, или переоформление права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), права постоянного пользования земельным участком на право аренды земельного участка" (далее - Административный регламент).
В соответствии с п. 2.3 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является заключение договора аренды земельного участка либо мотивированный отказ в заключении договора аренды земельного участка.
Срок предоставления муниципальной услуги - до 65 (шестидесяти пяти) календарных дней.
Днем начала оказания муниципальной услуги является день, следующий за днем принятия документа (датой принятия является дата приема, входящий номер, указанные в регистрационном штампе) (п. 2.4 Административного регламента).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Крым для предоставления муниципальной услуги установлен п. 2.5 Административного регламента.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлен п.п. 2.9.2 п. 2.9 Административного регламента.
По результатам рассмотрения обращения Общества с ограниченной ответственностью "Криворожэнергоремонт" от 30 ноября 3015 г. о переоформлении права на земельный участок площадью 9820 кв.м. для строительства и обслуживания гостиничного комплекса "Интерспорт", по адресу: "адрес", (договор аренды зарегистрирован 17 августа 2010 г. N), 28 декабря 2015 г. администрацией г. Ялта Республики Крым вынесено постановление N3428-п "О заключении договора аренды земельного участка по адресу: "адрес", с Общества с ограниченной ответственностью "Криворожэнергоремонт" в порядке переоформления.
18 апреля 2008 г. между Ялтинским городским советом Республики Крым и Обществом с ограниченной ответственностью "Криворожэнергоремонт" заключён договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N. Земельный участок предоставлен сроком на 10 лет.
При вынесении оспариваемого постановления администрацией города Ялты Республики Крым были приняты во внимание выводы необходимых органов - Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, Государственного комитета по охране культурного наследия.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление принято административным ответчиком с соблюдением всех требований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в пределах предоставленных ему полномочий.
Определение вида разрешенного использования земельного участка, который не был представлен для индивидуального жилищного строительства, не затрагивает прав и законных интересов административного истца.
Ссылка Кашлакова И.Д. на то, что его доводы о незаконности обжалуемого постановления о произвольном изменении вида разрешённого использования арендованного земельного участка не рассматривались судом первой инстанции, является ошибочной.
То обстоятельство, что на земельном участке расположено самовольное строение истца не является основанием для оспаривания права пользования Обществом с ограниченной ответственностью "Криворожэнергоремонт" спорным земельным участком.
К доводам апелляционной жалобы о том, что договор аренды, заключённый в порядке переоформления прав должен был быть заключён не на новый десятилетний срок, а до даты окончания ранее заключённого договора, судебная коллегия относится критически, поскольку действие п. 14 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014г. N313, в части процедуры завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым приостановлено до 1 июня 2018 года Распоряжением Главы Республики Крым от 12 апреля 2017 г. N 180-рг.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Пунктом 7 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в т.ч. проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 16 ст. 53 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением 51-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 22 сентября 2017 г. N 1, администрация г. Ялта Республики Крым в сфере градостроительной деятельности, благоустройства и озеленения территории проводит осмотр зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания, выдает рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений.
В связи с нахождением земельного участка в аренде Общества с ограниченной ответственностью "Криворожэнергоремонт", по результатам рассмотрения материалов, 12 мая 2016 г. администрацией г. Ялта Республики Крым вынесено постановление N1387-п "О приведении гр. Кашлаковым И.Д. земельного участка в первоначальное состояние, путём сноса самовольно возведённого капитального строения, расположенного по адресу: "адрес"".
Факт нахождения на вышеуказанном земельном участке самовольно возведённого строения подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 29 марта 2016 г, письменными объяснениями свидетеля и не опровергается административным истцом.
Исходя из вышеизложенного, оспариваемое постановление принято административным ответчиком с соблюдением всех требований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в пределах предоставленных ему полномочий, и не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку земельный участок, на котором возведена самовольная постройка последнему для индивидуального жилищного строительства не представлен.
Доводы апелляционной жалобы о неприменении и неправильном применении судом первой инстанции норм действующего законодательства Российской Федерации не нашли своего подтверждения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции.
Вопреки положениям п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми бездействиями и постановлениями.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам административного дела.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении административного дела не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 января 2018 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Кашлакова Игоря Демьяновича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.