Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Васильевой С.Д,
судей Дампиловой Ц.В, Круглова В.Г,
при секретаре Петровой Е.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "город Северобайкальск", АО "Теплоэнерго" о возложении обязательств
по апелляционным жалобам представителя АО "Теплоэнерго" Есакова И.М, представителя администрации МО "Северо-Байкальский район" Викуловой И.Ю, на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 17 января 2018 года, которым постановлено:
"Требования Северобайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать АО "Теплоэнерго" выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2017-2018 гг. общего нормативного запаса топлива для котельных N 6,10, 12 и центральной котельной, обслуживающих г. Северобайкальск, с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона.
Обязать администрацию МО "город Северобайкальск" выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер к обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2017-2018 гг. общего нормативного запаса топлива для котельных N 6,10, 12 и центральной котельной, обслуживающих г. Северобайкальск, с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона".
Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В, выслушав представителей АО "Теплоэнерго" Есакова И.М. по доверенности от 28.02.2018 г, Середкину К.С. по доверенности от 21.02.2018 г, представителя Администрации МО "г. Северобайкальск" Викулову И.Ю. по доверенности от 03.01.2018 г. (л.д. 123), заключение прокурора Астраханцевой Е.П, ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнения к ней, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Северобайкальский межрайонный прокурор, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, просил возложить обязательства на АО "Теплоэнерго" по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2017-2018 гг. общего 59 суточного нормативного запаса топлива для котельных N 6,10,12 и центральной котельной, обслуживающих г. Северобайкальск, с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона; обязать администрацию МО "город Северобайкальск" выполнить возложенные обязанности по принятию мер к обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2017-2018 гг. общего 59 суточного нормативного запаса топлива для котельных N 6,10,12, центральной котельной, обслуживающих г. Северобайкальск, с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона; обязать МП "Жилищник" по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона общего 59 суточного нормативного запаса топлива для котельных с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона.
Исковые требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что предоставление услуг теплоснабжения жителям г. Северобайкальска осуществляют АО "Теплоэнерго", МП "Жилищник".
Согласно представленной информации от 25.10.2017г. запас топлива составляет 4139,9т, на котельной N 6 - 58т. (суточный расход топлива 11т.), на котельной N 10 - 89 т. (суточный расход топлива 15т.), на котельной N 12 -116т. (суточный расход топлива 24т.), на центральной котельной 3876,9т. (суточный расход топлива -220т.). Вместе с тем согласно Порядку определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012г. N 377 общий нормативный запас топлива на котельных, эксплуатирующих твердое топливо, доставляемое железнодорожным транспортом, составляет 59 суток.
Таким образом, установлен ненадлежащий контроль органа местного самоуправления за обеспечением общего нормативного запаса топлива на котельных эксплуатируемых АО "Теплоэнерго" и МП "Жилищник". Невыполнение АО "Теплоэнерго" и МП "Жилищник" норм действующего законодательства, обязывающих обеспечить нормативный запас топлива, может явиться причиной предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, чем будут грубо нарушены права граждан. Кроме того, отсутствие неснижаемого нормативного запаса топлива на котельных в случае перерыва в поступлении топлива, резкого снижения температуры наружного воздуха, при исчерпании эксплуатационного запаса топлива, может привести к угрозе остановки котельных, нарушения условий жизнедеятельности жителей, что впоследствии приведет к возникновению чрезвычайной ситуации на территории МО "г. Северобайкальск" ( л.д.2-5, т.1).
Производство по делу в отношении МП "Жилищник" прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.
В судебном заседании представители процессуального истца - прокурор Бутаков СВ. и Денисова Н.В. требования поддержали в объеме доводов иска.
Представитель администрации МО "город Северобайкальск" по доверенности Викулова И.Ю. иск не признала, суду пояснила, что администрация города выполнила обязанности по организации теплоснабжения, заключив концессионное соглашение с АО "Теплоэнерго", которое обязано оказывать услуги по теплоснабжению.
Представитель АО "Теплоэнерго" Есаков И.М. иск не признал, суду пояснил, что Общество приступило к своим обязательствам по оказанию теплоснабжения города с 02.11.2017 г... Для АО "Теплоэнерго" должен быть рассчитан общий нормативный запас топлива впервые на 01.10.2018 г. согласно п. 12 Порядка определения нормативов запасов топлива энергии, утверждённых приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 г. N377. В настоящее время ни норматив запаса топлива для предприятия не установлен, ни тариф. Предприятие не имеет возможности за свой счет создать норматив запаса топлива.
Районный суд постановилуказанное выше решение (л.д.102-106, т.2).
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации МО "город Северобайкальск" Викулова И.Ю. просит решение отменить в части администрации. Обращает внимание на то, что отсутствие нормативного 59-суточного запаса твердого топлива не свидетельствует о реальной угрозе срыва отопительного сезона, так как между АО "Теплоэнерго" и "Красноярсккрайуголь-Восток" заключен договор поставки угля от 08.09.2017 г. N 1710/09, поставка угля осуществляется стабильно, без нарушений условий договора. (л.д. 120-122, т.2)
В апелляционной жалобе представитель АО "Теплоэнерго" Есаков И.М. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку суд неверно истолковал Порядок, утвержденный Приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012г. N 377 в части вопроса о создании 59-суточного нормативного запаса топлива (л.д. 114-117, т.2).
В дополнении к апелляционной жалобе генеральный директор АО "Теплоэнерго" Шишкин П.П. указывает на то, что действующим законодательством не установлено требование о наличии на котельных в течение всего отопительного периода неснижаемого эксплуатационного запаса топлива (далее-НЭЗТ) в размере 45 - суточного расхода топлива. НЭЗТ должен быть только по состоянию на 01.10.2017г, но не в последующие месяцы согласно п.п.12,15 Порядка. Кроме того, суд пришел к неверному выводу о том, что Общество не имеет запаса неснижаемого нормативного запаса топлива (далее-ННЗТ), рассчитанного на 14 суток.
В суде апелляционной инстанции представители АО "Теплоэнерго" Есаков И.М, Середкина К.С. на доводах своих жалоб настаивали по основаниям, изложенным в них.
Представитель Администрации МО "г.Северобайкальск" Викулова И.Ю. на своей жалобе настаивала.
В суде апелляционной инстанции прокурор Астраханцева Е.П. полагала, что доводы апелляционных жалоб не могут являться основанием для отмены решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнений к ней, заслушав участников процесса, прокурора, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании концессионного соглашения от 2017г, заключенного между МО "город Северобайкальск" и АО "Теплоэнерго", МП "Жилищник", Республики Бурятия, объекты теплоснабжения города переданы в пользование АО "Теплоэнерго" для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей с использованием объекта соглашения и имущества, принадлежащего администрации МО "город Северобайкальск".
Судом установлено, что теплоснабжение города осуществляется котельными N 6, 10, 12 и центральной котельной. Указанные объекты и иные объекты переданы в пользование АО "Теплоэнерго".
Таким образом, организацией, обеспечивающей теплоснабжение города, является АО "Теплоэнерго".
Согласно требованиям действующего законодательства, обязанности по обеспечению создания нормативного запаса топлива возложены и на ресурсоснабжающие организации как организации, эксплуатирующие источники теплоты (котельные), и на органы местного самоуправления в рамках исполнения ими полномочий по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, в том числе снабжения населения топливом.
АО "Теплоэнерго" данный запас топлива не имеет и достаточные меры по его созданию данным лицом приняты не были.
Как следует из справки, предоставленной АО "Теплоэнерго", на 17.01.2018 г. остатка топлива достаточно для теплоснабжения города только на 5 суток. В этот же день осуществлена поставка топлива железнодорожным транспортом, всего с 18.01.2018 г. имеется запас топлива на 11 суток. Далее запас топлива должен поставляться с различной периодичностью в несколько дней.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно п. 1 ч. 1,ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Статьей 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ предусмотрено, что проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
Согласно пункту 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В силу пункта 12.4 Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденного Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации 25 августа 2004 г, одним из основных условий для положительной оценки готовности организации к работе осенне-зимний период является наличие для котельных нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 10, 11, 12 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 377 (далее-Порядок), норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемым в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.
НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
ННЗТ рассчитывается на 14 суток согласно таблицы 1 п.20 Правил.
НЭЗТ рассчитывается на 45 суток в соответствии с п.21 Порядка.
Таким образом, норматив запасов топлива на котельных, эксплуатирующих твердое топливо, доставляемых железнодорожным транспортом, составляет 59 суток ( НЗТ= ННЗТ + НЭЗТ).
Судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы Общества о том, что законодательством не установлено требование о наличии на котельных в течение всего отопительного периода неснижаемого эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) в размере 45 - суточного расхода топлива. НЭЗТ должен быть только по состоянию на 01.10.2017г, но не в последующие месяцы.
Исходя из п.9, 11 Порядка, следует, что ННЗТ (на 14 суток) восстанавливается в утвержденном порядке после ликвидации последствий аварийных ситуаций. НЭЗТ (45 суток) необходим для надежной и стабильной работы и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии. При этом согласно п.2 Порядка норматив запасов топлива (ОНЗТ) рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ).
Таким образом, норматив запасов топлива (ОНЗТ) должен составлять 59 суток, а не только определяться для расчета ОНЗТ и НЭЗТ по состоянию на 01 октября года, предшествующего планируемому ( п.12, 15 Порядка).
Указание в жалобе Общества о том, что суд пришел к неверному выводу о том, что Общество не имеет запаса неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ), рассчитанного на 14 суток, не нашло подтверждения, поскольку из материалов дела следует, что имелся 11 суточный запас остатка топлива с 18.01.2018г..
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат оснований к отмене судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика администрации МО "город Северобайкальск", АО "Теплоэнерго" относительно незаконности требований прокурора и доказанности осуществления АО "Теплоэнерго" и администрацией надлежащим образом действий, направленных на организацию надлежащего теплоснабжения населения, проживающего на территории г. Северобайкальск, а также принятие всех исчерпывающих мер по организации надлежащего теплоснабжения, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда. В связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В силу изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 17 января 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: Васильева С.Д.
Судьи: Круглов В.Г.
Дампилова Ц.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.