Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего Холонгуевой О.Р,
судей Круглова В.Г, Дампиловой Ц.В,
при секретаре Архинчеевой Н.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воронцова С.И. к ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
по апелляционной жалобе Воронцова С.И. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 09 ноября 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Воронцова С.И. к ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В, выслушав Воронцова С.И, представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Каурову О.Б, доверенность от 24.04.2017г. ( л.д.32), ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском, Воронцов просил признать отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Иск мотивирован тем, что в июне 2016г. Воронцов обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на который получил отказ. Считает отказ незаконным, поскольку после увольнения с военной службы 11.09.2009г. по достижении предельного возраста пребывания на военной службе не обеспечен жилым помещением. При увольнении писал рапорт на имя Военного комиссара РБ с просьбой предоставления готового жилья в "... ", однако на соответствующий учет не был поставлен.
В судебном заседании истец Воронцов на исковых требованиях настаивал.
Ответчик ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ в лице представителя Кауровой иск не признала, поскольку в период военной службы истец с заявлением в "Востокрегионжилье" о постановке на учет в качестве нуждающегося не обращался, оснований для обеспечения жилым помещением за счет Министерства обороны РФ не имеется.
Представители третьего лица Военного комиссариата РБ Яковлев, Данилюк оставили разрешение иска на усмотрение суда.
Третьи лица Муратова, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", Министерство обороны РФ, извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились.
Судом постановлено указанное выше решение ( л.д.100-102).
В апелляционной жалобе истец Воронцов просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, которым дана ненадлежащая оценка, неправильное применение норм материального права. В обоснование жалобы указаны те же доводы, что в иске ( л.д.124-129).
В суде апелляционной инстанции Воронцов доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
В суде апелляционной инстанции представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Каурова оспаривая решение суда, возражала по доводам жалобы.
Представитель третьего лица Военного комиссариата РБ Данилюк оставила разрешение дела на усмотрение суда.
Третьи лица Муратова, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", Министерство обороны РФ, извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились. Муратова направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ч.3, 5 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав явившегося участника процесса, представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Воронцов уволен с военной службы 11.09.2009г. по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеет продолжительность военной службы в календарном исчислении 26 лет 6 месяцев, в льготном- 39 лет 9 месяцев. На момент увольнения проживал в служебной квартире в закрытом военном городке на "... ", впоследствии военный городок утратил статус "закрытого".
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии... от 02.04.2008г. Военного комиссариата РБ было принято решение о признании Воронцова нуждающимся в обеспечении постоянным жильем по избранному месту жительства ( л.д.50).
До настоящего времени жильем обеспечен, в связи с чем 10.06.2016г. ФИО11 обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. ФГКУ "Востокрегионжилье" письмом от 20.04.2017г. отказало в принятии ФИО11 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку до увольнения из рядов Вооруженных Сил РФ право на принятие на учет нуждающихся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения по договору социального найма истец своевременно не заявил.
На момент увольнения с военной службы Воронцова спорные правоотношения регулировались Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. N 1054 (далее-Правила).
Из пункта 6 Правил следует, что нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в том числе граждане, уволенные с военной службы в запас или отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении.
Согласно п.7 Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:
а) отсутствие жилой площади;
г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках.
Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку.
Право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего.
Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию (п.8 Правил).
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению (п.9).
Как следует из материалов дела, Воронцовым не выполнены условия Правил, поскольку постановка на учет в органах местного самоуправления по избранному месту жительства носила заявительный характер с предоставлением перечисленных выше документов.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что утрата Воронцовым статуса военнослужащего в настоящее время исключает признание его нуждающимся в жилом помещении органом военного управления и постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по линии Министерства обороны РФ.
Судебная коллегия считает вывод районного суда верным и обоснованным.
Ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действующей в настоящее время, гласит, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Воронцов, утративший статус военнослужащего в 2009 году, не реализовавший свои жилищные права согласно условий Правил, не вправе быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по линии Министерства Обороны РФ и соответственно отказ ФГКУ "Востокрегионжилье" от 20.04.2017г. является обоснованными и законным.
Доводы апелляционной жалобы обсуждались и тщательно проверялись судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом. Иная оценка заявителем обстоятельств спора, не подтверждает существенных нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены или изменения решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом верно, основания для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 09 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Холонгуева О.Р.
Судьи: Круглов В.Г.
Дампилова Ц.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.