Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Ивановой В.А,
судей Васильевой С.Д, Дампиловой Ц.В,
при секретаре Федоровой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации, ООО "Бытсервис", Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о понуждении к устранению нарушений требований природоохранного законодательства
по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. на решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 20 ноября 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Прибайкальскую районную администрацию в срок до 01 января 2019 г. принять меры по разработке и утверждению проектно-сметной документации по реконструкции и модернизации объекта коммунальной инфраструктуры ст. Татаурово для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений ст.Татаурово Прибайкальского района Республики Бурятия в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством.
Обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Прибайкальскую районную администрацию принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию реконструкции и модернизации, в осуществлении финансирования мероприятий по реконструкции и модернизации объекта коммунальной инфраструктуры ст. Татаурово для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений ст.Татаурово Прибайкальского района Республики Бурятия.
Обязать Прибайкальскую районную администрацию в срок до 01 января 2020 г. осуществить ввод в эксплуатацию после реконструкции и модернизации объекта коммунальной инфраструктуры ст. Татаурово для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений ст. Татаурово Прибайкальского района Республики Бурятия.
Обязать Прибайкальскую районную администрацию, ООО "Бытсервис" в срок до 01 января 2019 г. обеспечить сброс сточных вод в реку Селенга с соблюдением пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для реки Селенга до окончания реконструкции, модернизации и ввода в эксплуатацию очистных сооружений ст.Татаурово.
Обязать ООО "Бытсервис" устранить нарушения требований природоохранного законодательства путем:
-разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта нормативов
допустимого воздействия на водный объект реку Селенга при сбросе сточных вод с очистных сооружений ст.Татаурово Прибайкальского района Республики Бурятия;
-проведения в постоянном режиме производственного контроля.
Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В, ознакомившись с апелляционной жалобой, возражением, материалами дела, выслушав представителя Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Маркова Б.В, доверенность от 21 февраля 2018г, представителя ответчика ООО "Бытсервис" Старцеву Е.Н, доверенность от 11 ноября 2015г, представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В, доверенность от 21.06.2017г, представителя администрации МО "Прибайкальский район" Лукьяненко А.С, доверенность от 10 февраля 2017г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Восточно-Байкальский природоохранный прокурор, с учетом уточнений, просил обязать Прибайкальскую районную администрацию в срок до 01 января 2019 г. принять меры по разработке и утверждению проектно-сметной документации по реконструкции и модернизации объекта коммунальной инфраструктуры ст. Татаурово для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов -очистных сооружений ст. Татаурово Прибайкальского района Республики Бурятия в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством;
обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Прибайкальскую районную администрацию принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию реконструкции и модернизации, осуществлению мероприятий по реконструкции и модернизации объекта коммунальной инфраструктуры ст. Татаурово для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений ст.Татаурово Прибайкальского района Республики Бурятия;
обязать Прибайкальскую районную администрацию в срок до 01 января 2020 г. осуществить ввод в эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктуры ст. Татаурово для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений ст. Татаурово Прибайкальского района Республики Бурятия;
обязать Прибайкальскую районную администрацию, ООО "Бытсервис" в срок до 01 января 2019 г. обеспечить сброс сточных вод с очистных сооружений ст. Татаурово Прибайкальского района Республики Бурятия в реку Селенга с соблюдением пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для реки Селенга, до окончания реконструкции, модернизации и ввода в эксплуатацию очистных сооружений ст.Татаурово;
обязать ООО "Бытсервис" устранить нарушения требований природоохранного законодательства путем: разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта нормативов допустимого воздействия на водный объект реку Селенга при сбросе сточных вод с очистных сооружений ст.Татаурово Прибайкальского района Республики Бурятия; проведения в постоянном режиме производственного контроля.
В обоснование требований указано, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации очистных сооружений на Байкальской природной территории озера Байкал и установлено, что ответчиками ненадлежаще исполняются обязанности в сфере охраны окружающей среды, поскольку эксплуатация технически неисправных очистных сооружений ст.Татаурово, результатом чего является сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Селенга, приводит к загрязнению водного объекта, создает угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реке и озере Байкал, окружающей природной среде.
Определением от 01.11.2017г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия, Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия (т.1 л.д.70)
Определением от 08.11.2017г. соответчиком привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (т.2 л.д.13).
В судебном заседании представитель истца Марков Б.В. исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Прибайкальской районной администрации по доверенности Лукьяненко А.С. исковые требования не признала, при этом согласившись с результатами проведенной проверки и выявленными нарушениями, ссылалась на отсутствие средств на реконструкцию и модернизацию очистных сооружений. Указала, что письма администрации в адрес Министерства строительства Республики Бурятия о включении в Федеральную целевую программу "Охрана озера Байкал" очистных сооружений ст.Татаурово остались без ответа.
Представители ответчика ООО "Бытсервис" Шиханов Н.М, Гусева Г.В, Старцева Е.Н. исковые требования признали.
Представители третьих лиц Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия по доверенности Андреева Е.М, Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия по доверенности Цырендоржиев А.В, Марактаев З.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, ранее в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв и заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд постановилуказанное выше решение (т. 2, л.д. 71-72).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. просит отменить решение суда в части удовлетворения требований к Министерству. Ссылается на доводы, изложенные в отзыве на иск, полагая, что судом им не дана оценка, не обоснованы причины их отклонения. Считает, что вопросы проектирования, реконструкции и модернизации и финансирования данных мероприятий должны решаться муниципальным образованием самостоятельно. Указывает, что собственником очистных сооружений является Прибайкальская районная администрация, эксплуатирующей организацией - ООО "Бытсервис". Процедура по обращению в Министерство с бюджетной заявкой Прибайкальской администрацией не начата, поэтому оснований для возложения на Министерство обязанности по финансированию объекта нет.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по доверенности Шаракшанэ А.В. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО "Прибайкальский район" по доверенности Лукьяненко А.С. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснив, что без финансирования устранить нарушения будет невозможно. Указала, что в адрес Министерства было направлено письмо от 11.10.2017г. о включении в Федеральную целевую программу "Охрана озера Байкал" очистных сооружений ст.Татаурово со всеми необходимыми документами, однако ответ не получен.
Представитель ООО "Бытсервис" по доверенности Старцева Е.Н. указала, что они признали исковые требования.
Представитель истца по доверенности Марков Б.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, указав, что без участия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия данное решение будет неисполнимым.
Представители третьих лиц Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия, Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще, направили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, ст.327 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, выслушав участников процесса, проверив законность решения в соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, проведенной проверкой прокуратуры совместно со специалистами в области природопользования установлено, что техническое состояние очистных сооружений ст.Татаурово не соответствует Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. N168, результатом эксплуатации технически неисправных очистных сооружений ст. Татаурово является сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Селенга, что приводит к загрязнению водных объектов - реки Селенга, которая является основным притоком озера Байкал, нанося непоправимый ущерб его экосистеме, подземных вод и почвы, создаёт угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реке Селенга и озере Байкал, окружающей природной среде. Указанные очистные сооружения находятся в собственности МО "Прибайкальский район", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 февраля 2015 г, по концессионному соглашению от 10 июня 2016 г. переданы ООО "Бытсервис" на срок 15 лет.
Учитывая неудовлетворительное техническое состояние действующих очистных сооружений ст.Татаурово, в настоящее время необходима их реконструкции и модернизация, а до этого момента на действующих очистных сооружениях как собственником объекта, так и эксплуатирующей организацией должны соблюдаться требования действующего природоохранного законодательства. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами дела.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь нормами Земельного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ФЗ "Об охране озера Байкал", суд исходил из того, что непринятие Прибайкальской районной администрацией как исполнительного органа собственника и ООО "Бытсервис" как эксплуатирующей организации мер по поддержанию надлежащего технического состояния действующих очистных сооружений ст.Татаурово нарушает права неопределённого круга лиц, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" на здоровье, благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия. Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, поскольку создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на ст. Татаурово вблизи реки, в том числе использующих эту воду для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, иных личных целей.
Учитывая изложенное, а также и отнесение озера Байкал к объектам федерального значения и участкам всемирного природного наследия (решение XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию 1996 г.), необходимость сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, суд пришел к выводу об обоснованности обращения в суд Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Выводы суда первой инстанции в полной мере соответствуют требованиям закона и обстоятельствам данного дела, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов, в дополнительной мотивировке не нуждаются
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции в части возложения на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия обязанности в осуществлении финансирования мероприятий по реконструкции и модернизации очистных сооружений ст.Татаурово, однако по существу их не опровергают и не могут служить основанием для отмены или изменения постановленного решения.
Удовлетворяя заявленные требования к ответчику Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, суд обоснованно исходил из установленных законодательством полномочий Министерства строительства по финансированию проектирования реконструкции и модернизации, финансированию реконструкции и модернизации капитальных объектов жилищно-коммунального комплекса, к которым относятся очистные сооружений ст.Татаурово Прибайкальского района.
В соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия N131 от 14.04.2009 г. "О Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия" данное Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности (п.1.1).
Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия", автономного учреждения Республики Бурятия "Управление государственной экспертизы Республики Бурятия", бюджетных учреждений Республики Бурятия "Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия", "Гостехинвентаризация - республиканское бюро технической инвентаризации", а также некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия (п.1.2).
Основными задачами Министерства являются, в том числе (п.2.1.2, 2.4 Положения):
- развитие и совершенствование территории Республики Бурятия путем обеспечения территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
- создание безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения.
В соответствии с положением о своей деятельности Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:
- Разрабатывает предложения по формированию федеральных целевых программ и государственных программ Республики Бурятия. Разрабатывает концепции, стратегии, государственные программы Республики Бурятия и ведомственные программы (п.3.5).
- Разрабатывает предложения по формированию перечня объектов капитального строительства на территории Республики Бурятия (п. 3.11).
- Вносит в Министерство финансов Республики Бурятия предложения по формированию республиканского бюджета и финансированию подведомственных Министерству учреждений (п. 3.12).
- Осуществляет полномочия получателя средств федерального бюджета, главного распорядителя, главного администратора средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций и обеспечение деятельности Министерства (п. 3.13).
- Осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства социально-культурного, бытового, жилищного, жилищно-коммунального назначения (п. 3.14).
Таким образом, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в целях создания безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения, обеспечения повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения наделено полномочиями по финансированию соответствующих мероприятий.
Согласно п. 1.3 и п. 2.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 N 490, главными распорядителями бюджетных средств выступают исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, ответственные за распределение объемов финансирования мероприятий государственной программы (подпрограммы), в рамках которых планируется осуществлять бюджетные инвестиции в объекты, в пределах полномочий, определенных в установленной сфере ведения: в части строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реализуемых в целях развития общественной инфраструктуры Республики Бурятия (социальная и инженерная инфраструктура), а также в части приобретения не завершенных строительством объектов недвижимого имущества - Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Из изложенного следует, что финансирование мероприятий по строительству очистных сооружений возможно в рамках указанного порядка при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Кроме того, положения Федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" не регламентируют порядок разработки проектной документации и не исключают ее разработку по поручению и за счет средств Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия иными организациями, в том числе подведомственными данному Министерству.
При этом финансирование мероприятий по разработке проектной документации и строительству очистных сооружений возможно как в рамках Федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", так и в ином порядке с учетом широкого спектра имеющихся у Министерства полномочий.
Вопреки доводу жалобы, пунктом 2.4 вышеназванного Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что проектную документацию строек и объектов, относящихся к муниципальной собственности, муниципальные образования разрабатывают за счет средств местного бюджета, за исключением объектов, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и на территориях Прибайкальского, Иволгинского, Тарбагатайского, Селенгинского и Кяхтинского районов Республики Бурятия, мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации которых будут реализованы в рамках федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 -2020 годы".
Изложенное свидетельствует, что на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия возложена обязанность по участию в финансировании разработки проектной документации в соответствии с указанным Порядком. После разработки проектной документации финансирование строительства очистных сооружений возможно в рамках ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы".
Довод жалобы о том, что Прибайкальской администрацией не начата процедура по обращению в Министерство с бюджетной заявкой опровергается материалами дела. Как следует из материалов дела и установлено судом, Прибайкальской районной администрацией направлены письма от 04.07.2016г, от 11.10.2017г. в адрес Министерства строительства о необходимых мероприятиях по ремонту очистных сооружений ст. Татаурово, в том числе в рамках федеральной целевой программы. В свою очередь сведений о принятии ответных действий представителем Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия суду не представлено.
Таким образом, доводы жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию и строительству вышеуказанного объекта коммунальной инфраструктуры, не основаны на нормах действующего законодательства, противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Доводы жалобы приводились в отзыве на исковое заявление, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, они не опровергают выводы суда об удовлетворении заявленных требований и направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 20 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова В.А.
Судьи: Васильева С.Д.
Дампилова Ц.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.