Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 11 апреля 2018 г. по делу N 33а-397/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А,
судей: Патланя В.А, Санникова А.Б,
при секретаре судебного заседания Журовой В.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 25 января 2018 г, которым частично удовлетворены заявленные требования майора Митяева Ильи Сергеевича о признании незаконными действий федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области", связанных с отказом в выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителя административного ответчика - Гусяковой Ю.Н. в обоснование жалобы, объяснения административного истца Митяева И.С, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Митяев И.С. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что ему за период с 1 января по 31 июля 2017 г. федеральным казенным учреждением "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" выплачивалась денежная компенсация за наем жилого помещения на состав семьи 3 человека вместо 4, а с 1 августа по 31 декабря 2017 г. выплата указанной компенсации была прекращена.
В связи с этим Митяев И.С. просил суд признать незаконными действия федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области", связанные с непредоставлением ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января по 31 декабря 2017 г. на состав семьи 4 человека.
Кроме того, административный истец просил суд обязать начальника финансового органа произвести ему перерасчет названной денежной компенсации за период с 1 января по 31 июля 2017 г. исходя из состава семьи 4 человека, выплатить ее, включая период с 1 августа по 31 декабря 2017 г, а также возместить судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 5 000 руб. и уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление Митяева И.С. удовлетворено частично.
Суд признал незаконными действия федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области", связанные с невыплатой Митяеву И.С. денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 августа по 31 декабря 2017 г. и обязал выплатить названную компенсацию на состав семьи 3 человека.
При этом суд возложил на административного ответчика обязанность возместить Митяеву И.С. судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 2 000 руб. и уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении требований о возложении на административного ответчика обязанности произвести перерасчет и выплатить оспариваемую компенсацию за период с 1 января по 31 июля 2017 г, исходя из состава семьи 4 человека, и возмещении судебных расходов на большую сумму судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы полагает, что в удовлетворении требований, касающихся выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения суду следовало отказать в связи с пропуском истцом срока обращения в суд.
Представитель административного ответчика утверждает, что в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303, выплата денежной компенсации за наем жилого помещения возможна лишь при условии регистрации военнослужащего и членов его семьи по месту жительства в том населенном пункте, в котором он проходит службу.
Отсутствие такой регистрации, по мнению автора жалобы, свидетельствует об отсутствии у него права на получение указанной компенсации.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся и в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909.
Следовательно, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья является одной из форм соблюдения жилищных прав военнослужащих по контракту до их обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам.
Согласно пп. 2 и 4 Инструкции выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений осуществляется военнослужащим ежемесячно через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются следующие документы: копии договора найма; справка воинской части о составе семьи военнослужащего; выписка из приказа командира воинской части о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части; копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста; копия уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Из анализа приведенных положений нормативных актов следует, что право на получение денежной компенсации военнослужащий приобретает со дня найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения в список на предоставление служебного жилья. Однако с учетом того, что это право носит заявительный характер, реализовать его военнослужащий может с даты обращения с соответствующим рапортом о ее выплате с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.
Требование Инструкции о необходимости предоставления копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, равно как и копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии), направлено на установление уполномоченными органами обстоятельств, связанных с местом фактического проживания военнослужащего и членов его семьи, а также с обеспеченностью их по месту службы жильем для постоянного проживания.
По смыслу ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", институт регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания носит уведомительный характер, а поэтому факт наличия либо отсутствия регистрации у военнослужащего по месту прохождения военной службы сам по себе не свидетельствует о наличии либо отсутствии у него права на компенсацию на наем (поднаем) жилого помещения.
По делу установлено, что Митяев И.С, зарегистрированный вместе с супругой и дочерью по месту жительства в г. Краснодаре, проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в г. Миллерово Ростовской области.
По месту жительства по адресу воинской части зарегистрирован сын Митяева И.С. - Вячеслав, истец, его супруга и дочь зарегистрированы по месту пребывания по адресу воинской части с 15 апреля 2014 г, с 20 октября 2015 г, с 6 августа 2016 г, соответственно.
Решением федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. N ЮРУЖО-03/808-2016 истец составом семьи 3 человека включен в список на предоставление служебных жилых помещений.
12 сентября 2016 г. решением того же жилищного органа N 230 внесены изменения в учетное дело Митяева И.С, касающиеся численности состава его семьи, который составил 4 человека.
Из договоров найма жилого помещения от 1 октября 2016 г. и от 1 сентября 2017 г. следует, что Митяев И.С. с членами семьи (супруга, дочь и сын) проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес"
Согласно приказу командира войсковой части N от 17 февраля 2017 г. N 134 истцу за период с 1 января по 31 декабря 2017 г. установлена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения в размере 17988 руб. 96 коп. ежемесячно.
Учитывая, что проживание Митяева И.С. в г. Миллерово Ростовской области подтверждается принятия им дел и должности, прохождением службы в указанном населенном пункте, а также регистрацией по месту пребывания в нем в том числе членов семьи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у финансового органа оснований для прекращения истцу выплаты оспариваемой компенсации.
Предусмотренная п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возможность регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей, направлена на реализацию ими прав и свобод, в том числе права на обеспечение жильем, и на решение вопроса о выплате компенсации на наем (поднаем) жилого помещения не влияет.
Согласно чч. 1 и 8 ст. 219 КАС Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая характер и порядок выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения, нарушение права административного истца на ее получение носило длящийся характер, поэтому оснований для применения положений ст. 219 КАС Российской Федерации у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 25 января 2018 г. по административному исковому заявлению Митяева Ильи Сергеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи: В.А. Патлань
А.Б. Санников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.