Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 04 апреля 2018 г. по делу N 33а-402/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Костина В.А.
судей Санникова А.Б, Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Капусте А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 18 декабря 2017 г, которым частично удовлетворены заявленные требования майора Кубасова Алексея Владимировича о признании незаконными действий начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (далее - управление финансового обеспечения), связанных с отказом в согласовании проектов приказов командира войсковой части N о выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кубасов А.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконными отказы начальника управления финансового обеспечения в согласовании проектов приказов командира войсковой части N о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с
1 октября 2016 г. по 31 ноября 2017 г. и возложить на ответчика обязанность выплатить ему указанную компенсацию в сумме 196 000 руб.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд обязал начальника управления финансового обеспечения рассмотреть вопрос о согласовании проектов приказов о выплате Кубасову А.В. денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 октября 2016 г. по 31 ноября 2017 г. и отказал истцу в удовлетворении его требований о выплате денежной компенсации за указанный период в сумме 196 000 руб.
В апелляционной жалобе начальник управления финансового обеспечения просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы, со ссылкой на инструкции "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 (далее - Инструкция (приказ N 303)) и "О предоставлении военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция (приказ
N 1280)), правовую позицию, изложенную в апелляционных определениях судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 6 апреля 2016 г. N 33-417/2016, N 33-418/2016, N 33-419/2016, податель жалобы считает, что поскольку в 2014 и 2015 году Кубасов А.В. отказался от предложенных служебных жилых помещений по неуважительной причине (в связи с удаленностью от места службы), он утратил право на получение денежной компенсации.
По мнению ответчика, вывод суда о том, что рапорт Кубасова А.В. о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения был подан им
30 сентября 2016 г. противоречит материалам дела, поскольку этот рапорт в адрес финансового расчетного пункта N 1 управления финансового обеспечения не поступал, и из сообщения командира войсковой части N от 3 октября
2016 г. N 1934, на который ссылается суд, не следует, что истец обратился к указанному должностному лицу именно в этот день.
Ответчик считает противоречащим материалам дела и выводы суда о том, что жилищный орган не имеет возможности предоставить административному истцу служебное жилое помещение. При этом ссылки суда на письмо начальника отделения (территориальное г. Астрахань) Федерального государственного казенного учреждения "Южное регионального управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" от 10 октября 2016 г. N 1227, (далее - отделение управления жилищного обеспечения) и на показание в суде начальника отделения управления жилищного обеспечения С.И. не свидетельствуют, что служебные жилые помещения для заселения Кубасова А.В. и членов его семьи отсутствуют. Наоборот, согласно сообщению начальника отделения управления жилищного обеспечения от 13 октября 2017 г. N АО/14/916 имелась ранее и имеется в настоящее время возможность обеспечения Кубасова А.В. служебным жилым помещением по месту прохождения им военной службы.
В жалобе утверждается, что нормативные правовые акты, регламентирующие порядок выплаты денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилого помещения, не содержат положений, согласно которым выплата денежной компенсации должна производиться со дня, следующего после распределения другому военнослужащему служебного жилого помещения, от которого истец отказался.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В пункте 2 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация.
Следовательно, денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему в случае невозможности обеспечения его и членов его семьи служебным жилым помещением, жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
В соответствии с п. 4 Инструкции (приказ N 303), выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо его структурным подразделением согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего.
Согласно материалам дела в апреле 2014 г. и в декабре 2015 г. Кубасову А.В. предлагались служебные жилые помещения, от которых истец отказался по причине их удаленности от места службы. По этой причине истцу была прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения.
Из сообщений начальника отделения управления жилищного обеспечения от
2 декабря 2016 г. и от 25 января 2017 г. следует, что служебные жилые помещение, от получения которых Кубасов А.В. отказался, были распределены другим военнослужащим. Последнее распределение произведено 23 августа 2016 г. Другие служебные жилые помещения истцу не предлагались и из списка нуждающихся в служебном жилом помещении он не исключался.
Поэтому гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что после 23 августа 2016 г. препятствий для выплаты Кубасову А.В. денежной компенсации за наем жилого помещения не имелось.
Вопреки доводу жалобы, из содержания письма командира войсковой части N от 3 октября 2016 г. N 1934 видно, что Кубасов А.В. обратился командованию с рапортом о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения на состав семьи из трех человек. Поскольку указанное письмо датировано понедельником 3 октября 2016 г, а последний рабочий день перед ним 30 сентября
2016 г, рапорт истца никак не мог быть подан позже указанной даты.
Согласно проекту приказа командира войсковой части N, имеющемуся в материалах дела, и проекту его же приказа, представленному по запросу суда апелляционной инстанции, денежная компенсация за наем жилья подлежит выплате Кубасову А.В. за период с октября по декабрь 2016 г. и за 2017 г. Из указанных документов видно, что основаниями для подготовки проектов послужили рапорта военнослужащих, в частности рапорт Кубасова А.В. от 30 сентября 2016 г. с входящим номером 5879, который в последующем был утерян.
В пункте 4 Инструкции (приказ N 303) установлено, что решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего, а такой рапорт был подан истцом 30 сентября 2016 г. Рапорт военнослужащего подается на имя командира воинской части.
С учетом этого не поступление этого рапорта в подразделение управления финансового обеспечения правового значения по делу не имеет.
Довод жалобы о несоответствии материалам дела вывода суда об отсутствии у жилищного органа возможности предоставить административному истцу служебное жилое помещение, является необоснованным.
Так, из письма начальника отделения управления жилищного обеспечения от 10 октября 2016 г. N 1227 видно, что вопрос обеспечения Кубасова А.В. служебным жилым помещением будет рассмотрен в порядке очередности, а из его же письма от 13 октября 2017 г. N АО/14/916 следует, что такая возможность имеется.
Для устранения указанных противоречий начальник отделения управления жилищного обеспечения С.И. был допрошен в суде первой инстанции и согласно его показаниям возможность обеспечения служебным жилым помещением истца имеется только в порядке очередности, а в настоящее время такой возможности жилищный орган не имеет.
Ссылки в жалобе на апелляционные определения Северо-Кавказского окружного военного суда от 6 апреля 2016 г. N 33-417/2016, N 33-418/2016, N 33-419/2016 являются необоснованными, поскольку они основаны на иных фактических обстоятельствах, отличных от настоящего дела.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского гарнизонного военного суда от 18 декабря 2017 г. по административному исковому заявлению Кубасова Алексея Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.