Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 11 апреля 2018 г. по делу N 33а-431/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Василенко И.И,
судей: Меркулова Д.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 10 января 2018 г, которым удовлетворены заявленные требования подполковника Михальченко Андрея Владимировича о признании незаконными действий начальника отделения (территориальное, г. Волгоград) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение управления жилищного обеспечения), связанных с невыдачей справки о сдаче служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Михальченко А.В. обратился к начальнику отделения управления жилищного обеспечения с заявлением о выдаче ему справки о сдаче предоставленного по месту прохождения военной службы служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
Начальник отделения управления жилищного обеспечения в письменном ответе от 10 ноября 2017 г. N 2469 отказал в выдаче данной справки истцу со ссылкой на то обстоятельство, что указанную жилую площадь он фактически в уполномоченные органы Министерства обороны Российской Федерации не сдал, поскольку там остались проживать бывшие члены его семьи.
Михальченко А.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанный отказ должностного лица незаконным и обязать начальника отделения управления жилищного обеспечения выдать ему справку о сдаче служебного жилья.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ начальника отделения управления жилищного обеспечения, оформленный в письменном ответе от 10 ноября 2017 г. N 2469, в выдаче Михальченко А.В. справки о сдаче служебного жилого помещения и возложил на данное должностное лицо обязанность выдать истцу такую справку.
В апелляционной жалобе начальник отделения управления жилищного обеспечения просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы приводит нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и указывает, что законных оснований для выдачи Михальченко А.В. справки о сдаче служебного жилого помещения не имеется, поскольку в настоящее время в предоставленном ему служебном жилом помещении фактически проживают бывшие члены его семьи. Жилищный орган не располагал сведениями о фактической сдаче истцом занимаемого им служебного жилого помещения, что помимо прочего должно подтверждается снятием Михальченко А.В. с регистрационного учета по вышеуказанному адресу. Кроме того, у истца имеются неисполненные обязательства перед управляющей компанией по оплате предоставленных коммунальных услуг. В жалобе также указывается, что суд вправе был разрешить лишь вопрос о правомерности оспариваемого отказа начальника управления жилищного обеспечения в выдаче справки о сдаче жилья, а возложение на ответчика обязанности выдать Михальченко А.В. справку о сдаче жилого помещения предрешает существо решения, принятие которого отнесено к усмотрению жилищного органа.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела Михальченко А.В. проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в пос. "данные изъяты"
В 2009 году Михальченко А.В. на состав семьи четыре человека "данные изъяты") по месту прохождения военной службы была предоставлена служебная трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес" которая находится в федеральной собственности и относится к специализированному жилому фонду.
В последующем истец расторг брак с ФИО и 7 июля 2017 г. вступил в брак с Зайцевой В.С. В связи этим истец выехал из занимаемого им служебного жилья, в котором остались проживать бывшие члены его семьи, а в августе 2017 года снялся с регистрационного учета.
Согласно положениям чч. 2, 3 ст. 101 ЖК РФ данное обстоятельство указывает на расторжение Михальченко А.В. договора найма служебного жилого помещения и фактическое освобождение им такового.
С целью реализации права на обеспечение жилым помещением истец в октябре 2017 года обратился к начальнику отделения управления жилищного обеспечения о выдаче ему справки о сдаче служебного жилого помещения. В этом ему было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что фактически указанную жилую площадь он в уполномоченные органы Министерства обороны Российской Федерации не сдал, поскольку там остались проживать бывшие члены его семьи. Признавая незаконным данный отказ гарнизонный военный суд правильно исходил из следующего.
Как предусмотрено п. 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, которая утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, структурным подразделением уполномоченного органа им выдается справка по рекомендуемому образцу, согласно приложению N 10 к Инструкции. В этом образце предусмотрен ряд формулировок о действиях, совершенных военнослужащим относительно занимаемого им служебного жилого помещения: сдал квартирным органам Министерства обороны Российской Федерации; приватизировал; оставил родственникам.
Таким образом, поскольку начальником отделения управления жилищного обеспечения в выдаче справки о сдаче занимаемого жилого помещения отказано ввиду того, что в нем остались проживать бывшие родственники Михальченко А.В, при этом истец фактически освободил предоставленное ему служебное жилье, оснований для отказа в выдаче истцу требуемой справки с указанием в ней действий, которые он совершил относительно вышеуказанного жилья, не имелось.
Приходя к такому выводу, судебная коллегия исходит также из того, что сам по себе выезд военнослужащего из служебного жилого помещения не является основанием для прекращения права собственности государства на такое жилое помещение и (или) других вещных прав (оперативного управления, хозяйственного ведения) переданных государством уполномоченному органу. Этот факт не порождает каких-либо ограничений в правах принадлежащего собственнику служебного жилого помещения и (или) уполномоченному им наймодателю. Без их соответствующего волеизъявления оставшиеся проживать в таком помещении граждане не могут повлиять на изменение статуса этого жилого помещения и пользуются им, как указано в ч. 5 ст. 100 ЖК РФ, по правилам, предусмотренным чч. 2 - 4 ст. 31, ст. 65 и чч. 3 - 4 ст. 67 ЖК РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в результате действий или бездействия Михальченко А.В. указанная служебная квартира выбыла из собственности государства, и уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации утратил право оперативного управления (хозяйственного ведения) этим жилым помещением, материалы дела не содержат.
Из этого также следует, что требования закона об освобождении служебного жилого помещения при расторжении договора найма истцом выполнены. К тому же действующее законодательство не возлагает на военнослужащего, выехавшего из ранее предоставленного ему служебного жилого помещения, обязанностей по выселению из служебного жилого помещения бывших членов его семьи.
Из положений ст. 1, 124-125, 209-210, 214 ГК РФ, ст. 30, 39 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения, в том числе Российская Федерация, осуществляет свои права своей волей и в своем интересе, действуя по своему усмотрению в отношении этого помещения, но в соответствии с его назначением и пределами его использования, установленными ЖК РФ, и при этом несет бремя его содержания.
Следовательно, разрешение вопросов, связанных с возможностью проживания в служебном жилом помещении бывших членов семьи военнослужащего, зависит от волеизъявления собственника такого помещения и (или) уполномоченного им органа.
Однако из материалов дела усматривается, что уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации после фактического выезда истца из указанной квартиры каких-либо действий, направленных на ее освобождение, не предпринимал.
Более того, следует отметить, что в вышеуказанном жилом помещении осталась проживать бывшая супруга истца, которая также проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
Вместе с тем решение суда подлежит частичной отмене в связи с нарушением норм материального права.
Из имеющейся в материалах дела выписки по лицевому счету от 8 декабря 2017 г. за Михальченко А.В. числится задолженность по оплате поставленных коммунальных услуг в размере 54007 руб. 63 коп.
Эти обстоятельства истцом фактически не оспаривались.
Между тем из пп. 2.3.7 - 2.3.9. договора найма служебного жилого помещения от 19 марта 2009 г. следует, что Михальченко А.В. обязан в установленные договором сроки вносить плату за пользование служебным жилым помещением и коммунальными услугами по количеству проживающих в нем жильцов, а в случае освобождения вышеуказанной служебной квартиры оплатить задолженность по обязательствам.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 г. N 1133 утверждена Инструкция о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений.
В соответствии с п. 3 указанной Инструкции оформление справки осуществляется уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации).
Поскольку принятие такого решения с учетом необходимости проверки данных о наличии или отсутствии задолженности по оплате поставленных коммунальных услуг отнесено к компетенции структурного подразделения уполномоченного органа, то решение суда о возложении на начальника отделения управления жилищного обеспечения обязанности выдать Михальченко А.В. справку о сдаче служебного жилого помещения нельзя признать обоснованным.
В данном случае на начальника отделения управления жилищного обеспечения должна быть возложена обязанность по повторному рассмотрению указанного вопроса, не предрешая существа подлежащего принятию решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 10 января 2018 г. по административному исковому заявлению Михальченко Андрея Владимировича в части возложения на начальника отделения (территориальное, г. Волгоград) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности по выдаче административному истцу справки о сдаче служебного жилого помещения отменить.
Принять по административному делу в этой части новое решение об удовлетворении заявленного требования частично.
Обязать начальника отделения (территориальное, г. Волгоград) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня поступления для исполнения копий состоявшихся судебных постановлений по данному делу повторно рассмотреть вопрос по выдаче Михальченко А.В. справки о сдаче служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
В удовлетворении требования о возложении на начальника отделения (территориальное, г. Волгоград) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности по выдаче Михальченко Андрею Владимировичу справки о сдаче служебного жилого помещения отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.