Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 11 апреля 2018 г. по делу N 33а-439/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Василенко И.И,
судей: Меркулова Д.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника отделения (территориальное, г. Новороссийск) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2017 г, которым удовлетворены заявленные требования проходившего военную службу по контракту старшего сержанта запаса Сигидина Сергея Николаевича об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) и начальника отделения (территориальное, г. Новороссийск) управления жилищного обеспечения, связанных с отказом в выделении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя начальника управления жилищного обеспечения - Скидан О.В. в обоснование апелляционной жалобы, представителя административного истца - Узуняна В.Г, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отделения (территориальное, г. Новороссийск) управления жилищного обеспечения от 24 ноября 2016 г. N 13/1667 Сигидину С.Н. и членам его семьи отказано в предоставлении жилищной субсидии на том основании, что им утрачен статус военнослужащего, и отсутствуют сведения о постановке его на жилищный учет.
Сигидин С.Н. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным это решение и обязать жилищный орган его отменить и принять решение о предоставлении ему и членам его семьи жилищной субсидии.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы указывает, что Сигидин С.Н. ранее обращался в жилищный орган с заявлением о принятии его на жилищный учет, по результатам рассмотрения которого было вынесено решение от 6 октября 2015 г. об отсутствии у него такого права, поскольку статус военнослужащего им утрачен и документы, подтверждающие нахождение его на жилищном учете, им не представлены. По мнению ответчика, обращение истца с настоящим административным исковым заявлением, по сути, сводится к несогласию с ранее принятым жилищным органом решением, по которому истек срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ. Ответчик утверждает, что при принятии оспариваемого решения у него не имелось законных оснований для предоставления истцу и членам его семьи жилищной субсидии, поскольку на день исключения из списков личного состава воинской части Сигидин С.Н. не был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с этим у Министерства обороны Российской Федерации отсутствует обязанность по обеспечению его жилым помещением. Суд оставил данные обстоятельства без внимания, положив в основу принятого решения показания допрошенных в качестве свидетелей членов жилищной комиссии воинской части. Однако документы, подтверждающие их участие в заседании жилищной комиссии, в материалах дела отсутствуют. Таким образом, суд первой инстанции фактически принял решение о постановке истца на жилищный учет, что к полномочиям суда не отнесено. Кроме того, автор жалобы обращает внимание на невозможность обеспечения Сигидина С.Н. жилищной субсидией, поскольку он был уволен с военной службы в 2009 году, в то время как форма обеспечения военнослужащих жильем в виде предоставления им жилищной субсидии была введена с 2014 года, в связи с чем данный вид жилищного обеспечения на него не распространяется. В жалобе также указывается, что суд в силу п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 вправе был разрешить лишь вопрос о правомерности оспариваемого отказа начальника отделения (территориальное, г. Новороссийск) управления жилищного обеспечения в предоставлении жилищной субсидии, а возложение на ответчика обязанности принять решение о выделении истцу и членам его семьи жилищной субсидии предрешает существо решения, принятие которого отнесено к усмотрению жилищного органа.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, дополнениях к ней и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела видно, что сообщение начальника отделения (территориальное, г. Новороссийск) управления жилищного обеспечения N 13/1667 об отказе Сигидину С.Н. и членам его семьи в предоставлении жилищной субсидии подписано и зарегистрировано 24 ноября 2016 г.
Следовательно, обратившись в декабре 2016 года в суд с административным исковым заявлением, в котором истец просил признать незаконным именно это решение, Сигидин С.Н. не пропустил установленный ст. 219 КАС РФ срок.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, из системного толкования приведенных норм права следует, что для признания военнослужащего - гражданина, уволенного с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин должен быть поставлен на жилищный учет во время прохождения им военной службы по его заявлению, которое должно быть подано до даты увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
Признание права военнослужащего, уволенного с военной службы, на получение жилищной субсидии, как и права на получение жилого помещения по договору социального найма, обусловлено признанием его нуждающимся в жилых помещениях в порядке, установленном ст. 51 ЖК РФ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Сигидину С.Н, заключившему в феврале 1998 года первый контракт о прохождении военной службы, 22 мая 2009 г. предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: г "адрес"
5 июня 2009 г. Сигидин С.Н. подал командованию рапорт, в котором указал, что просит уволить его с военной службы по состоянию здоровья и оставить в списках нуждающихся в получении постоянной жилой площади.
Приказом командира войсковой части N от 10 июня 2009 г. N112 истец уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья. В данном приказе также указано, что он оставлен в списках нуждающихся в получении постоянной жилой площади.
29 апреля 2016 г. Сигидин С.Н. обратился в адрес начальника отделения (территориальное, г. Новороссийск) управления жилищного обеспечения с заявлением, в котором просил обеспечить его и членов семьи жилищной субсидией.
Вступившим в законную силу решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 6 июля 2016 г. признано незаконным бездействие начальника отделения (территориальное, г. Новороссийск) управления жилищного обеспечения, связанное с нерассмотрением по существу указанного заявления истца от 29 апреля 2016 г.
Кроме того, данным судебным постановлением установлено, что Сигидин С.Н. в период военной службы признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Эти обстоятельства установлены по результатам исследования в судебном заседании документов, из которых следует, что истец на весь период военной службы подлежал обеспечению служебным жилым помещением, которым и был обеспечен на основании решения жилищной комиссии войсковой части N от 7 ноября 2008 г, на момент увольнения его общая продолжительность военной службы составляла более 10 лет, а согласие с увольнением он обуславливал с необходимостью обеспечения его жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма.
Кроме того, судом в основу решения положены показания свидетеля Даутова А.А, являвшегося на момент возникновения спорных правоотношений членом жилищной комиссии воинской части, который подтвердил, что истец перед увольнением с военной службы на заседании жилищной комиссии единогласно был признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания, что нашло отражение в приказе командира войсковой части N от 10 июня 2009 г. N 112 об увольнении Сигидина С.Н. с военной службы по состоянию здоровья и исключении его из списков личного состава воинской части.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
При таких данных установленные ранее судом обстоятельства, связанные с признанием Сигидина С.Н. в период военной службы нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не подлежат установлению при рассмотрении данного административного дела.
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что Сигидин С.Н, признанный нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, уволен с военной службы по состоянию здоровья, имеющий выслугу более 10 лет и избравший формой реализации своих жилищных прав - предоставление жилищной субсидии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец имеет право на получение жилищной субсидии.
При этом изменить форму реализации своих жилищных прав на жилищную субсидию Сигидин С.Н. имеет право и после увольнения с военной службы, поскольку действующим законодательством какого-либо ограничения на производство таких действий не предусмотрено.
Вместе с тем решение суда подлежит частичной отмене в связи с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 178 КАС РФ и принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в полномочия жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, и предписывать ему совершать те или иные действия, принимать какие-либо решения.
Пунктом 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510, предусмотрено, что решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (структурным подразделением уполномоченного органа).
Поскольку принятие такого решения отнесено к компетенции уполномоченного жилищного органа, то решение суда о возложении на начальника отделения (территориальное, г. Новороссийск) управления жилищного обеспечения обязанности принять решение о выделении Сигидину С.Н. и членам его семьи жилищной субсидии нельзя признать обоснованным.
В данном случае на начальника отделения (территориальное, г. Новороссийск) управления жилищного обеспечения должна быть возложена обязанность по повторному рассмотрению указанного вопроса, не предрешая существа подлежащего принятию решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2017 г. по административному исковому заявлению Сигидина Сергея Николаевича в части возложения на начальника отделения (территориальное, г. Новороссийск) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности по выделению административному истцу и членам его семьи жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения отменить.
Принять по административному делу в этой части новое решение об удовлетворении заявленного требования частично.
Обязать начальника отделения (территориальное, г. Новороссийск) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня поступления для исполнения копий состоявшихся судебных постановлений по данному делу повторно рассмотреть вопрос о выделении Сигидину Сергею Николаевичу и членам его семьи жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
В удовлетворении требования о возложении на начальника отделения (территориальное, г. Новороссийск) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности по выделению Сигидину Сергею Николаевичу и членам его семьи жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.